Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякий раз, когда Россия оказывалась на краю пропасти, что-то удерживало ее от падения, после чего начиналось возрождение.

Продолжая разговор о цивилизации, следует отметить, что, если обратиться к теоретическому осмыслению этого понятия, то оно изменялось много раз. Однако, несмотря на различные его определения, в них необходимо акцентировать внимание на следующих доминантах: цивилизация — это 1) совокупность людей, обладающих определенным этническим генотипом, 2) освоивших значительное пространство на основе специфических технологий, культурных, религиозных, ментальных ценностей в их неповторимом сочетании и 3) сохраняющих это пространство под своей юрисдикцией длительное время.

Иными словами, среди множества признаков цивилизаций и их особенностей важно видеть главные, генерирующие, к которым относятся: общность территории и исторической судьбы, стабильность и длительность существования, политическая самостоятельность, самобытность культуры, традиций и менталитета.Такое понимание можно положить в основу макроисторической модели локальной Российской цивилизации.

Однако существует и другое понятие — «мировая цивилизация». Оно часто используется тогда, когда пытаются оспорить цивилизационный статус России, утверждая, что на определенном историческом этапе она выпала из этой мировой цивилизации, под которой чаще всего понимается только «золотой миллиард» благополучно живущего человечества. На самом деле вопрос гораздо шире.

Думается, что о единой мировой цивилизации можно говорить, имея в виду ее индустриальный характер, когда в той или иной степени в нее включилось большинство стран, локальных цивилизаций, имеющих более или менее однотипную экономическую и социальную структуру. Произошло это где-то на рубеже XIX–XX вв.

Проблема заключается в том, чтобы построить модель Российской цивилизации, определить ее признаки (коды), выделить периоды развития и обозначить их главное содержание, оценить место России в мировой индустриальной цивилизации.

В этой связи на что необходимо обратить внимание. Российская цивилизация заняла вмещающее пространство Северной Евразии и нередко именуется Евразийской, а иногда православно-славянской, но так или иначе, идентифицируется с одной из крупнейших стран мира — Россией. Это самая северная в мире локальная цивилизация, представляющая собой славяно-тюрко-угро-финский симбиоз. Ее ядро начало складываться в Восточной Европе на основе восточной ветви христианства, заимствованной из Византии. Будучи включенной благодаря ему в общеевропейский культурный процесс, эта цивилизация уже в период своего становления соединила достижения восточного и западного миров, что облегчало ей в дальнейшем взаимодействие с носителями их культур. После падения Византии Московское царство, а затем и вся Россия считали себя наследниками и хранителями Святой православной веры.

В ходе развития Российской цивилизации, несмотря на изменение исторических условий и политических режимов, сформировались фундаментальные особенности разных сторон жизнедеятельности населения, своеобразные коды. К ним, с нашей точки зрения, относятся: гигантские размеры территории, важное геостратегическое положение между Востоком и Западом; географическая и климатическая специфика, тяготеющая к Северу; трудные условия воспроизводства основ человеческого существования; изначально земледельческий характер экономики; незащищенность рубежей естественными преградами от посягательств извне; продолжительное отсутствие выхода к морю; стабильность и длительность существования; самобытность, оригинальность культуры и традиций; общность исторической судьбы, полиэтничность и многоконфессиональность народов, высокий уровень их толерантности; православная вера как консолидирующая основа цивилизации; политическая самостоятельность державность, унитаризм; своеобразие форм государственного, социального устройства; общинность, идеи социальной справедливости, нестяжательства, мессианизм; экономический, культурный и мировоззренческий экспансионизм; мобилизационный тип развития.

Гигантские размеры территории связаны с колонизацией земель сначала Приднестровья, Поволжья, а затем Сибири, Средней Азии, Кавказа, Дальнего Востока. Наиболее активно этот процесс происходил в эпоху Великих географических открытий, когда территория Московского государства «прирастала» за год на площадь целой страны — Швеции. В результате образовалась огромная империя от Балтики на западе до Тихого океана на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до горных хребтов Тянь-Шаня на юге. В итоге площадь составила приблизительно 1/6 часть обитаемой суши планеты Земля с огромным количеством разнообразных полезных ископаемых, пахотных угодий и водоемов. Занимая вмещающее пространство Северной Евразии, Российская цивилизация сохраняла важное геостратегическое положение между Востоком и Западом. После революции 1917 г. и крушения имперской России, распада СССР в 1991 г. на ее бывшей территории образовалось 21 самостоятельное государство, что еще раз свидетельствует о масштабах Российской цивилизации.

Стабильность и длительность существования Российской цивилизации — более 1000 лет — в очередной раз свидетельствуют о цивилизационном статусе России. На протяжении тысячелетия были подъемы и спады, причем крутые, но линия существования не прерывалась, несмотря на неоднократное приближение, казалось бы, окончательной катастрофы (татаро-монгольское, наполеоновское, гитлеровское нашествия, смуты начала XVII и ХХ вв., распад страны в конце ХХ в.). Оставались территория, природные условия, этносы и конфессии, особенности власти,культуры и традиций, тип развития. Менялись политические режимы, социальные страты, положение в мире, но суть цивилизации сохранялась.

Политическая самостоятельность, своеобразие форм государственного и социального устройства, державность, унитаризм проявлялись в первую очередь в особой роли государства, которое в условиях огромнойтерритории, многонациональности и многоконфессиональности, при отсутствии естественных рубежей защиты от постоянных притязаний иноземцев, могло сохранить целостность и политическую самостоятельность цивилизации. Отсюда проистекает авторитаризм власти, державность, царистский культ (великий князь, царь, император, генеральный секретарь, президент). Государство компенсировало слабость гражданского общества, обеспечивало независимость страны. Поэтому возник девиз «За Веру, Царя и Отечество», который в первой трети XIX в. отлился в триаду «Православие, самодержавие, народность». Считалось, что именно эти составляющие обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между ее народами и сословиями, защиту от «тлетворных» революционных идей Запада. В советское время эта формула подверглась резкой критике и, казалось, была отменена навсегда. Однако фактически она наполнилась новым содержанием (марксизм–ленинизм, диктатура пролетариата, «новая историческая общность — советский народ») и продолжала существовать. Таким образом, можно утверждать, что российское государство, в отличие от других держав, — не нация, а цивилизация.

Соборность, общинность, идеи социальной справедливости не стяжательства, мессианизма составляли стержень Российской цивилизации, символизирующий духовную общность народа, единство православной церкви, ее вселенскость, поскольку она, в отличие от западных конфессий, сохранила подлинность Христовой веры. Отсюда проистекала общность людей, их стремление к сплочению и взаимопомощи на пути к религиозному и общественному единению народов, всего человечества. Эта мессианская идея широко распространялась в России за рубежом, способствуя консолидации Российской цивилизации, укреплению ее авторитета в международном сообществе.

Особую роль в этом контексте играла русская крестьянская община, которая сформировала соборную личность, ориентированную на совместную деятельность в трудных условиях существования по принципу ≪один за всех, все за одного≫, что обеспечивало выживание населения в ситуации сурового климата и рискованного земледелия. По поводу этапов развития Российской цивилизации существует широкий разброс мнений. Некоторые современные автор ы вслед за Н. А. Бердяевым пытаются разделить единую цивилизацию на несколько субцивилизаций — киевскую, «ордынскую», московскую, петербургскую, советскую и постсоветскую…

Тысячелетний путь Российской цивилизации, несмотря на неоднократные срывы в развитии, в конечном счете свидетельствует о ее гомогенности, цивилизационной идентичности, самобытности и существенной роли в мировой истории. Она стала непреодолимым препятствием на пути к мировому господству для Чингисхана, Наполеона и Гитлера, первая преодолела земное притяжение и вышла в космос, но не всегда могла обеспечить достойное существование своего народа. Практически во все исторические эпохи для нее была характерна высокая степень концентрации власти, что было ответом на многочисленные вызовы истории. Несмотря на гигантские катаклизмы ХХ в., Российская цивилизация в основном сберегла свои коды. Сохранились политическая самостоятельность, вертикаль власти, хотя они подвергаются эрозии под воздействием либерализма и глобализации. Своеобразие форм государственного и социального развития, полиэтничность и многоконфессиональность, самобытность и оригинальность культуры остаются, хотя уровень толерантности в отношениях между этносами и конфессиями после распада СССР понизился, а культура подверглась разрушительному воздействию со стороны Запада.

К началу XXI в. Российская цивилизация утратила экономический, культурный и мировоззренческий экспансионизм. В научных трудах и средствах массовой информации навязчиво звучит тезис о том, что Россия в ХХ в. свернула со столбовой дороги мирового прогресса. А может быть наоборот, наметила путь к будущему, поскольку в историческом процессе бывают и альтернативы? Построение социализма в России было не встраиванием в старую систему общественных отношений, а прецедентом прорыва наподобие возникновения феодализма или капитализма. Несмотря на то что коммунизм как практика преодоления критических ситуаций в обществе известен не одну тысячу лет, попытка его масштабной реализации именно в Российской цивилизации заслуживает внимания, хотя она и не увенчалась успехом в XX столетии. Существует расхожее мнение, что советский «железный занавес» отгораживал Российскую цивилизацию от Атлантической, тормозил ее прогресс. С одной стороны, это верно, но, с другой стороны, необходимо понимать, что он до поры до времени охранял ее от пороков Западной цивилизации, прежде всего от бездуховности, индивидуализма, жажды наживы. Исторический опыт свидетельствует о том, что всякий раз, когда Россия оказывалась на краю пропасти, что-то удерживало ее от падения, после чего начиналось возрождение. Так было при Петре I: казалось, что она безнадежно отстала от просвещенной Европы, но всего за несколько лет — правда, ценой невероятных усилий и непомерных жертв —в стране появились и современная (для тех лет) промышленность, и вооруженная не хуже европейских армия, и могучий флот, был дан мощный толчок развитию науки, просвещения. Россия решительно утверждала себя в одном ряду с мировыми державами. Так было и в 1812 г. Российская армия отступала до самой Москвы, сдала ее; очередная победа Наполеона казалась уже неотвратимой, как вдруг все радикально переменилось: «непобедимого» полководца русские разгромили. Столь же безвыходным казалось положение на первом этапе Великой Отечественной войны, но она закончилась Победой! То есть, когда перед цивилизацией вставала четко определенная и всем понятная задача, народ ее успешно решал…

Высшим проявлением идентичности народа является его национальная идея, которая выступает как система социальных стратегий и тактик определения положения общества в историческом времени и пространстве, как единство самоопределения нации в контексте различия с другими системами социокультурных ценностей.

В традиционном обществе идентичность обеспечивается соответствием жизнедеятельности социума идеально-нормативным образцам, в индустриальном — социальная реальность начинает раскалываться, а в постиндустриальном — происходит смешение различных типов идентичности, что приводит к размытости самоидентификации, отсюда трудность формулирования современной национальной идеи. Однако глобализация вызывает ответную реакцию в виде роста этнокультурного национализма и подталкивает народы к защите своих национальных ценностей. Обостряется потребность в четком определении миссии нации на современном этапе. Поэтому перед Россией сегодня стоит задача завершения формирования цивилизационной идентичности и формулирования новой национальной идеи.

Именно в сложившейся критической ситуации ей необходима устойчивая национальная идентичность. В ХХ в. Россия дважды переживала разрушительные кризисы идентичности: первый — в его начале, второй — в конце. Суть первого — потеря миссии вселенского православия, а второго — утрата идеи светлого будущего человечества — коммунизма. Первый кризис обернулся перманентной борьбой между этими двумя идентичностями, почти столетней революцией, а второй — распадом великой державы, что поставило российскую цивилизацию на грань мутации и выживания. Нынешняя миссия «энергетической державы» не устраивает ни наше Отечество, ни мировое сообщество. Поэтому в настоящее время развернулись отчаянные поиски новой идентичности, которые пока не привели к положительному результату…

Просмотров статьи:

1390

Автор статьи:

Академик РАН Алексеев Вениамин Васильевич

Поделиться в социальных сетях: