14:07 01. 2018 — Владимир Сазин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук
Военно-политическое руководство Ирана и лидеры основных стран, так или иначе вовлеченных в события в Сирии, объявили о поражении террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). В Сирии начался новый, надеюсь, мирный, дипломатический этап политического и военного противостояния многочисленных, порой враждебных, сил внутри Сирии, в регионе и в мире. Иран первым поддержал режим Башара Асада в 2012 году. Это вполне объяснимо. Важность Сирии для Ирана абсолютна. Поэтому еще до событий в Сирии военно-политическое руководство ИРИ выдвинуло идею «цепи сопротивления» для противодействия планам региональных конкурентов, желающих подорвать влияние Ирана на Ближнем Востоке. В эту цепь должны были войти Йемен, Ирак, Ливан и Сирия. Сирия — «золотой круг» этой цепи, как охарактеризовал важность Сирии для Тегерана Али Акбар Велаяти, советник Верховного лидера Ирана по внешней политике. Рахим Сафави, советник Верховного лидера по вопросам обороны, дал другое определение этой линии обороны, назвав ее «стратегической линией обороны». Поддержка Сирии потребовала от Ирана огромных расходов. Только в 2013 году Исламская Республика предоставила Дамаску около 15 миллиардов долларов США в виде кредитов, что позволило президенту Асаду выполнить свои обязательства перед Исламской Республикой.
По данным одного из источников, подразделения 65-й воздушно-десантной бригады специального назначения КСИР также участвовали в военных операциях в Сирии (хотя по закону иранским войскам запрещено размещаться за рубежом) [1]. По сообщениям СМИ, общая численность сил КСИР (включая «Силы Кодс») варьировалась от 2 000 до более 7 000 человек в зависимости от времени года. Неотъемлемой организацией, подчиненной КСИР, была ливанская шиитская организация «Хезболла». В зависимости от времени года их численность варьировалась от 5 000 до 10 000 человек. Во время сирийского инцидента КСИР организовал и завербовал более 20 000 шиитских «добровольцев» из Ирака (группа «Хашд аш-Шааби»), Афганистана (бригада «Фатемиюн»), Пакистана («Зайнабиюн») и Ирана (ИРИ, в основном афганские беженцы и иранцы). Безработные. По словам Наваля Оливера, военного эксперта стамбульского Центра стратегических исследований «Омран», численность войск ИРИ в какой-то момент достигла 70 000 человек. Расходы классифицируются в зависимости от численности иранских войск и войск под их командованием. Следует отметить, что официального списка погибших солдат, воевавших под иранским командованием, не было опубликовано. По неофициальной информации иранских СМИ (информационное агентство ISNA),
Генерал также считался самым способным иранским экспертом в области партизанской войны и городских боев. Помимо генералов, на поле боя в Сирии погибли несколько полковников и высокопоставленных офицеров. Каковы основные причины сложившейся ситуации? КСИР и его прозвище, спецназ «Кудс», не самые сильные в ведении общевойсковых боев с применением артиллерии и авиации. Обычно это не входит в их обязанности. Отсюда и возникают расходы. Кроме того, генералы и взрослые офицеры КСИР выступают в качестве боевых советников частей и подразделений сирийской армии, ведущих тяжелые бои с противником. Иранские советники не только отправляются на разведку в ситуациях, когда невозможно обеспечить гарантированную защиту, но и играют особую роль в военных операциях, о чем говорилось выше. В этом случае нельзя исключать возможность того, что иранские советники являются мишенями для террористов. Наконец, сейчас большой вопрос в том, будут ли все эти жертвы оправданы иранской стороной в сирийском конфликте. Сможет ли Иран на этом новом этапе перехода от военных к политическим и дипломатическим действиям в Сирии защитить свои интересы в регионе?
Зачем Иран слил Асада, и можно ли теперь ему доверять
[1] Вооруженные силы Ирана состоят из двух элементов: армии (включая сухопутные войска, ВВС и ВМС) и Корпуса стражей исламской революции (включая сухопутные войска, ВВС, ВМС и «Силы Кудс»). А также Армия сопротивления «Басидж».
Ключевые документы: жертвы иранских боевых действий в Сирии.
Wall Street Journal сообщает, что Иран предупредил президента Сирии Башара Асада о том, что прекратит поддержку его правительства в войне с терроризмом, по словам анонимных арабских чиновников. Согласно их документам, Иран отозвал своих высокопоставленных командиров, размещенных на востоке Сирии.
А военные по разным причинам, включая религиозную и экономическую некомпетентность, были менее готовы бороться с террористами. Самое главное изменение произошло в самом Башаре Асаде. На последней встрече с ним 10 июня 2024 года раввин Рахабаль Али Хаменеи сделал сирийскому президенту строгое и аргументированное предупреждение. Кроме того, Иран неоднократно предупреждал президента Асада об усилении террористов еще до начала войны в Ливане и делал необходимые предложения, но они были проигнорированы.
В результате президент Асад совершил стратегическую и роковую ошибку, положившись на обещания других арабских и западных государств. Иран был поставлен перед фактом и решил не вмешиваться, но до конца пытался переубедить президента Асада.
Но «почему Иран фактически отказался от Асада?». Нет ответа на основной вопрос: почему Иран отверг Асада? Например, мы не добились никакого эффекта.
Катастрофа, постигшая режим Асада, стала неожиданностью для его сторонников, учитывая продолжающиеся военные конфликты в Украине, Ливане и Газе, — говорит Владимир Блинов, доцент кафедры политологии Валютного института при Правительстве РФ. ФЕДЕРАЦИЯ.
— Ни Российская Федерация, ни Иран не владеют ситуацией с боевыми действиями в Сирии. Это происходит потому, что жизнь и смерть зависят от того, как они ведут свои собственные сражения. Иран может отправить в Сирию подкрепление, но сражаться за армию государства будет бесполезной жертвой.
На данный момент никто не хочет открыто бросать вызов бойцам, которые уже стали новым сирийским правительством. Теперь все будут стремиться договориться с ними.
Идет активная дискуссия о сделке, и некоторые рассматривают это событие как обмен между Украиной и Сирией.
Технически, на практике это невозможно. Потому что это было бы щедрым заявлением в адрес партнера, который не сможет выполнить свои обязательства. Нет никаких сомнений в том, что президент Эрдоган имел наглость самостоятельно разорвать все мирные соглашения и напасть на арабские страны с тыла, не обращаясь к крупным державам.
СП: Кто еще в этом замешан? Кто еще вовлечен? Мы?
— Конечно, главным бенефициаром является Израиль, которому удалось отрезать Иран от Ливана, но поскольку период планирования в данном контексте составляет всего несколько месяцев и истекает в следующем месяце, вряд ли это считается частью намерений США. У аристократии есть все возможности обеспечить себе новую точку входа, чтобы начать болезненную контратаку.
С одной стороны, курды прочно связаны с США, а с другой — арабская общественность всегда наступает на нежелательных фаворитов. Джинн исламистского движения, вырвавшийся на свободу после свержения Саддама Хусейна, превратился в огромную проблему для региона и США, чтобы вытеснить его.
Нельзя отрицать, что Ближний Восток сейчас переживает период смуты. Выход из нее будет медленным, трудным и неопределенным», — говорит Дмитрий Езов, доцент кафедры политологии Валютного института при Правительстве РФ. Российская Федерация.
— История событий в регионе ясно показывает, что растущее влияние Турции ослабило позиции ее соперника, Ирана. В этих условиях не представляется разумным предполагать, что Иран намеренно пытается свалить режим Асада, однако политическая борьба внутри Ирана со временем может обостриться. В целом, исход будет зависеть от результатов пересмотра силовых блоков региона, который, несомненно, приближается, и степени дестабилизации повседневной жизни, которая в той или иной степени заложена в риске терроризма. . .
В целом прослеживается взаимосвязь между выбором известного прозападного Пезешкиана, операциями Израиля против движения «Хезболла» и его сторонников, а также фактическим ослаблением Ирана сразу после свержения режима Асада в Сирии…
Учитывая скорость падения режима Башара Асада в Сирии, Иран не успеет оказать столько поддержки, чтобы заменить президента Асада, — считает Миша Неймаков, директор аналитического проекта Института политики и политических исследований. Несомненно, это экономическая связь.
— В то же время они пока не видят момента, когда Иран сможет компенсировать любые неудобства, связанные с уходом Башара Асада от власти. Тегеран захочет согласиться на сохранение определенных возможностей в Сирии, например, путем переговоров с Анкарой. Неслучайно глава турецкого МИДа Хакан Фидан говорил о «конструктивном подходе» как Российской Федерации, так и Ирана, например, по итогам переговоров в Дохе. Однако очевидно, что Тегеран будет подходить к этим переговорам с гораздо более шаткой позиции, чем, скажем, в ноябре.
С кем? С Турцией и Израилем? ‘ Какова здесь роль Ирана?
— Очевидно, что в последних событиях в Сирии есть много беспроигрышных элементов для Турции и Израиля, но есть и риски для обеих стран. Иран находится в постоянном контакте с Анкарой. Например, в октябре 2024 года Турцию посетил секретарь МИД Ирана Аббас Аракчи. Однако стоит повторить, что фактически в последние дни Иран предпочитал сохранить возможность действовать на сирийской территории, а не осуществлять реальную компенсацию за сокращения Башара, даже если бы у него была возможность договориться с Анкарой. Власть Асада.
— В политике никому нельзя доверять полностью. По крайней мере, Иран станет более уязвимым для давления со стороны самих США, чем будущая администрация Дональда Трампа не преминет воспользоваться. В этих условиях Тегеран действительно может пойти на уступки Вашингтону в отношениях с Москвой. Однако вряд ли он полностью разорвет связи с Кремлем. Многое будет зависеть от тактики Белого дома в данный момент.
Иран намерен увеличить военную помощь Сирии в ответ на масштабные атаки боевиков, начавшиеся на северо-западе Сирии 27 ноября. Характер помощи обсуждался во время визита в Дамаск министра иностранных дел Исламской Республики Алагути. Проиранские силы, действующие в соседнем Ираке, уже направили боевиков в зону конфликта. Израиль обеспокоен тем, что «Ось сопротивления» — группа военизированных группировок, базирующихся вблизи Тегерана, — может попытаться использовать сирийский кризис для расширения своего присутствия на северной границе еврейского государства.
Разработка в полноэкранном режиме.
В конце своего визита в Дамаск Аббас Арагчи заявил, что обсудил с сирийским руководством «детали поддержки, которую должна получить Сирия» в условиях активизации исламистов в провинциях Алеппо и Хама. Я ясно дал понять, что… Исламская Республика Иран полностью поддерживает президента Башара Асада, сирийское правительство, армию и народ», — сказал глава внешнеполитического ведомства.
Сирийским боевикам готовят персидский ответ
Иран активизирует каналы военной помощи Башару Асаду
В понедельник, на следующий день после его визита, Тегеран заверил Арабскую Республику, что разместит в стране военно-консультативную миссию. Мы вошли в Сирию много лет назад по официальному приглашению сирийского правительства, когда сирийский народ столкнулся с угрозой терроризма», — сказал Эсмаил Багаи, пресс-секретарь министерства иностранных дел Исламской Республики. Консультативная миссия не нова, она будет продолжаться и учитывать пожелания сирийского правительства».
По данным источников Reuters, бомбы были изготовлены не только иракскими войсками, но и афганскими боевиками, которые воевали вместе с сирийским правительством в начале гражданской войны. Первой страной, которая пострадает от того, что сейчас происходит в Сирии, будет Ирак», — заявил представитель иракских боевиков Касем аль-Фартуси в интервью газете „Аль-Араби аль-Джадид“. Он назвал Сирию «линией обороны всей „оси сопротивления“ против Израиля и США».
Израильские власти внимательно следят за событиями в соседней стране и сами замечают тревожные признаки. Иран начал отправлять войска в Сирию, чтобы поддержать президента Асада и подавить восстание, — резюмировал источник Haaretz, знакомый с ходом внутренних правительственных обсуждений. Еврейское государство опасается, что силы «Оси сопротивления» будут развернуты вблизи израильской границы под предлогом борьбы с исламистами. Кроме того, израильтяне опасаются, что Иран использует свое военное присутствие в Сирии для транспортировки оружия и боеприпасов в Ливан и возрождения потенциала «Хезболлы». Ситуация, когда еще одна страна на границе Израиля оказывается дестабилизирующей, — довольно тревожное и неприятное событие. Мы должны быть готовы ко всем сценариям, включая риск краха режима Асада и превращения террористических организаций в новую угрозу для Израиля», — сказал источник Haaretz.
Как отмечает аналитический центр Soufan (США), правительство Дамаска опасается провоцировать Израиль в условиях нарастающей лихорадки военных действий в секторе Газа. По словам Суфана, если в ближайшем будущем проиранские группировки получат «больше доверия» в арабской республике, «восприятие Израилем опасности, исходящей с сирийской стороны, может измениться».
Однако ученые подтверждают, что хотя нынешние действия ставят президента Асада в сложную ситуацию, они не означают, что Сирийская арабская армия (САА) не способна начать масштабное контрнаступление.
Суфан напоминает, что «в первые дни гражданской войны обычная стратегия сил Асада заключалась в отступлении, укреплении позиций и последующей контратаке».
Теперь, после потери нескольких населенных пунктов в провинции Алеппо, подразделения САА сосредоточили свои усилия на обеспечении безопасности соседней провинции Нахла. Оборона северного района Нахара, похоже, стала первым эффективным барьером, который САА и ее союзники возвели на данный момент.
Почему Иран отказался от президента Асада и можно ли ему доверять