Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Ростовской земли
Первые письменные свидетельства о христианстве у русов относятся к 860–870-м годам. В 955 году княгиня Ольга крестилась в Царьграде и была наречена Еленой. В 988 году святой равноапостольный князь Владимир принял христианство, и оно стало государственной религией Древней Руси. Несомненно, личность князя Владимира важна и для изучения начального этапа истории нескольких современных государств, и для анализа становления и развития церковной организации. Со времен князя Владимира Русская Православная Церковь способствовала укреплению государственности, сохранению преемственности традиций и культуры. Общая вера давала жителям Руси ощущение единства и общности, не забытое в годы раздробленности и монгольского завоевания.
Принятие христианства усилило связи Руси с Византией, и в течение нескольких веков Русская Православная Церковь организационно подчинялась Константинопольской патриархии. Митрополит или назначался из Константинополя, или предлагался киевским князем с последующим избранием собором епископов (самый известный пример – поставление в 1051 году киевского митрополита Илариона при князе Ярославе Мудром). Территория Древней Руси делилась на епархии во главе с епископами; важнейшими элементами церковной организации являлись монастыри, особенно возникший в середине XI века Киево-Печерский монастырь. Из его стен вышли около 30-ти первых епископов Руси. Изучение первых веков православия на Руси в значительной степени затруднено фрагментарностью и сложностями прочтения ранних исторических источников. Тем не менее, начальный этап распространения православия на Руси достаточно полно отражен в светской и церковной литературе. Исторические справки, в которых приводятся данные о начале распространения православия и поставлении первых епископов, размещены на сайтах всех епархий Московского патриархата Русской Православной Церкви. В нынешней ситуации обсуждение роли князя Владимира, истории государства и церкви имеет не только сугубо академическое научное значение, но и привлекает интерес самой широкой аудитории. Многие дискуссионные вопросы волнуют не только светских и церковных историков, но и государственных деятелей, политиков, журналистов. В этой связи задача вузовской университетской науки и проводимых конференций и круглых столов – дать ответы и комментарии по сложным проблемам, развивать общественный диалог и плодотворный обмен мнениями.
Актуальным в научном отношении и практически востребованным вопросом является выяснение этапов и особенностей распространения новой религии на разных землях. Следует особо подчеркнуть, что князь Владимир связан и с Ярославским краем. Он посещал Ростов, и при его участии происходило массовое крещение местных жителей. 1000-летию кончины князя была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Святой равноапостольный князь Владимир и развитие российской государственности», проходившая в июне 2015 года в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Организаторами конференции также стали Ярославское церковно-историческое общество, председатель – архимандрит Сильвестр (Лукашенко) и Ярославское региональное отделение Российского общества историков-архивистов, председатель – профессор Ю.Ю. Иерусалимский. Конференция собрала ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Вологды, Углича, Ростова и других городов, проанализировавших развитие государственности с древнейших времен до наших дней.
Не вызывает сомнений, что становление государственности и новой церковной организации на обширных, населенными разными этническими сообществами землях шли рука об руку. Новая вера утверждалась на огромном пространстве Древней Руси при непосредственной поддержке и в результате усилий киевского князя и его наместников. Киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» так описал деяния св. князя Владимира: «И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его сопряжено было с властью… и слово евангельское осияло нашу землю. <Тогда> капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых».
Все 12 сыновей князя Владимира, отправленные из Киева наместниками в главные города, были крещены. Две из шести первых епархий Древней Руси – Новгородская и Ростовская – находились на территориях, в настоящее время входящих в состав Российской Федерации. Еще четыре епархии располагались на относительно небольшой территории вокруг Киева – Киевская, Черниговская, Владимирская на Волыни, Белгородская. По сравнению с ними Новгородская и Ростовская епархии, охватывавшие соответственно север и восток Руси, были огромными и малонаселенными.
Новгородцев крестил в 990-х годах епископ Иоаким Корсунянин – он был родом из Корсуня (Херсонеса Таврического), рукоположен в Царьграде, прислан на Русь патриархом Николаем с другими епископами по просьбе князя Владимира. В 992 году Иоаким прибыл в Новгород и начал обращение жителей в православие. В этом епископу помогали тысяцкий Путята и Добрыня, дядя князя Владимира. Поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» показывает все сложности принятия новой веры. Относительно даты образования Новгородской епархии приводятся различные версии – 951, 990, 992 годы или XI век. Наиболее общепринятой в научной литературе датой является 992 год; его же официально признает Новгородская епархия Московского патриархата Русской Православной Церкви.
Ростовская епархия была учреждена в 991 году. Таким образом, именно она являлась первой на землях, относящихся к современной России. К сожалению, древнейший этап ее истории весьма фрагментарно и противоречиво представлен в письменных источниках (летописи, жития, грамоты), и даже археологические исследования не всегда позволяют прояснить многие вопросы, возникающие в связи с изучением периода Х – начала XIII веков.
Ростов первым из городов Ярославского края под 862 годом упоминается в «Повести временных лет» («в Ростове – меря») как город, находящийся под властью Рюрика. С 988 года наместником киевского князя Владимира в Ростове являлся его сын Ярослав (в крещении – Георгий), названный Мудрым. В 1010 году после смерти старшего брата Вышеслава князь Ярослав отправился в Новгород, а в Ростове его сменил брат Борис («когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове»). Борис (в крещении – Роман) пробыл наместником в Ростове до 1015 года. Князь Борис и еще один из братьев Глеб погибли в результате интриг брата Святополка, прозванного Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими православными святыми (по словам «Повести временных лет», «заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся владыке Богу о своих людях»). С 5 марта 2007 года отмечается день памяти князя Ярослава Мудрого как православного святого.
Сыновья князя Владимира Ярослав и Борис были не только первыми известными князьями Ростовской земли; именно они содействовали началу распространения православия на Северо-Востоке Руси.
Первым ростовским епископом при наместнике князе Ярославе в конце Х века стал свт. Феодор (Федор), почитаемый также как чудотворец Суздальский. О нем сообщает Никоновская летопись и другие летописные источники. О епископе Феодоре упоминается и в агиографической литературе, связанной с Ростовом, например, в «Житии преподобного Авраамия» – основателя первого ростовского монастыря и современника Феодора. Обратим внимание на церковную традицию, которая сообщает о том, что Авраамий встречался со св. князем Владимиром во Владимире-на-Клязьме и в Ростове. Согласно житию, после встречи во Владимире князь воздал преподобному «великую честь, дав на расширение монастыря и храмов много сел, сделал тот монастырь своим, княжеским, поставив его выше всех других обителей в Ростове, и много слуг дал храму святого Богоявления, и грамоты жалованные многие дал монастырю тому». После этого князь Владимир с митрополитом Михаилом посещал Авраамия и основанный им монастырь в Ростове.
Из данных источников и литературы следует, что князь Владимир прибыл в Ростов 10 июля 992 года, а 15 июля (в день святых Кирика и Улиты) происходило массовое крещение жителей. Напомним, что в это время наместником киевского князя в Ростове являлся князь Ярослав, которому к этому времени было около 14-15 лет. Следовательно, в июльские дни 992 года он мог быть вместе с отцом. К сожалению, летописи практически не упоминают Ярослава до того момента, как он стал наместником в Новгороде. Но сама возможность одновременного пребывания на Ростовской земле Владимира Святого и его сына Ярослава достойна упоминания.
В рамках празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси в июне 2015 года в Ростове установлен Поклонный крест в память о святом равноапостольном князе Владимире (автор проекта – народный художник Российской Федерации Николай Мухин). Крест должен напоминать о том, что князь Владимир посещал Ростов и встречался с епископом Феодором и монахом Авраамием, а в водах озеро Неро приняли святое крещение жители города.
Свт. Феодора в Ростове сменил епископ Иларион, также грек по происхождению. Вероятно, он прибыл в Ростов вместе с князем Борисом, т. е. еще в тот период, когда у власти в Киеве находился князь Владимир. После гибели Бориса с 1015 года некоторое время в Ростове не было княжеской власти, и церковь лишилась столь необходимой поддержки. Не случайно на протяжении более чем полувека, вплоть до 1060-х годов, источники не сохранили сведений о ростовских епископах.
О трудностях, встречавшихся на пути распространения и укрепления новой веры, рассказывают не только жития первых епископов Феодора и Илариона. Можно отметить «Сказание о построении града Ярославля», известное с XVIII столетия по рукописи, хранившейся у ростовского архиепископа Самуила (Миславского), и основанное на местных легендах. «Сказание» сообщало о существовании на Стрелке (историческое ядро Ярославля на месте впадения реки Которосли в Волгу) языческого поселения Медвежий угол, в котором жили язычники и поклонялись «коровьему богу» Велесу. Жителей Медвежьего угла князю Ярославу с дружиной привел в повиновение для того, чтобы они прекратили нападать на торговые караваны и платили ему дань. Когда же князь Ярослав решил окрестить население Медвежьего угла, язычники выпустили на него «люта зверя». Лютого зверя (согласно устной традиции – медведя) князь убил секирой, и на этом месте основал город, которому дал свое имя – Ярославль. Согласно «Сказанию», по приказу князя началось строительство церкви святого Пророка Ильи (можно связать это событие с Ильиным днем – 20 июля или 2 августа по новому стилю). Датой основания Ярославля принято считать 1010 год.
Уже заняв киевский престол после смерти отца, князь Ярослав Мудрый вновь возвращался в Ростово-Суздальскую землю в 1024 году, когда здесь «появились волхвы в Суздале», избивая зажиточных людей «по дьявольскому наущению и бесовскому действию». Князь покарал волхвов («одних изгнал, а других казнил») и затем отправился в Новгород.
После смерти князя Ярослава Мудрого города Ростов, Суздаль, Белоозеро получил его сын Всеволод. Около 1065 года в Ростов в качестве наместника прибыл сын Всеволода – 12-летнийВладимир Мономах. Он оставался наместником в Ростове до 1073 или до 1076 года. Его матерью была Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. Такие династические браки, как и общая религия, укрепляли связи Руси и Византии, способствовали сохранению преемственности политических и духовных традиций.
В этот период, в 1060–1070 годы, ростовским епископом являлся свт. Леонтий (третий епископ, согласно сохранившимся источникам). Леонтия Ростовского называют также первопрестольником, поскольку он первым из киево-печерских иноков был возведен в епископы. К 1071 году относилось и первое упоминание Ярославля в летописи: «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва от Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит»». Из краткого летописного сообщения видно, что выступление под предводительством волхвов началось из-за голода. Около трехсот мятежников двинулись вверх по Волге и Шексне к Белоозеру. Там их усмирил воевода Ян Вышатич, посланный киевским князем Святославом Ярославичем в эти земли для сбора дани. Это сообщение, как и агиографическая литература, показывает, что язычество и десятилетия спустя после принятия христианства сохраняло сильные позиции в Ростове. Православная традиция именно с подвижнической деятельностью свт. Леонтия связывает перелом, когда все жители Ростова обратились в православие.
Преемником Леонтия стал свт. Исайя, назначенный епископом, по разным версиям, в 1072-м или в 1077 году и пребывавший в Ростове до своей кончины в 1089 году. И грек Леонтий, и происходившей из киевских земель Исайя до прибытия в Ростов были иноками Киево-Печерского монастыря. Все первые епископы (Федор, Иларион, Леонтий, Исайя) и их преемники на Ростовской кафедре в XII столетии – Ефрем, Прохор, Иоанн, Нестор – причислены к лику святых.
Начало удельного периода и изменение в политическом статусе старых политических центров оказало заметное влияние на церковную жизнь Ростова. В 1160-х годах князь Андрей Боголюбский, тяготившийся зависимостью от Киева и Ростова в церковном отношении, просил константинопольского патриарха Луку Хрисоверга открыть митрополию во Владимире, но получил отказ. Не было тогда учреждено и отдельной епархии с центром во Владимире. Разделение епархий произошло в 1214 году, когда на владимирском престоле находился великий князь Юрий Всеволодович. Новая епархия была учреждена с центром в Суздале, а ее епископом стал св. Симон Владимирский; в 1273 году центр этой епархии был перенесен во Владимир. Святой Симон, епископ Владимирский – вновь один из пострижеников Киево-Печерского монастыря, а с 1206 года игумен владимирского Рождество-Богородицкого монастыря. Владыкой Ростовской епархии с 1214-го по 1261 годы пребывал Пахомий.
Итак, со времен святого равноапостольного князя Владимира Русская Православная Церковь способствовала укреплению государственности. В конце Х века Ростов стал местом пребывания наместника киевского князя и опорным пунктом христианизации северо-восточных земель Древней Руси. Здесь появилась старейшая в современной России епархия, возникали монастыри и духовные училища, создавались уникальные памятники письменности и искусства. Первыми наместниками святого равноапостольного князя Владимира в Ростове являлись его сыновья Ярослав и Борис. Соединение «благоверия» (веры) с властью наиболее ярко проявилось в учреждении при поддержке князей Владимира и Ярослава Ростовской епархии, в основании Ярославля и Переславля Залесского как христианских городов, в строительстве новых храмов. Распространение христианства способствовало духовному и культурному развитию края.
Ныне Ярославская митрополия включает в свой состав Ярославскую, Рыбинскую и Переславскую епархии. За свою многовековую историю Ростово-Ярославская земля дала многих святых подвижников – святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие, и начиналась православная история края и всего Северо-Востока Руси от времен святого равноапостольного князя Владимира.