В поддержку министра образования и науки РФ, доктора исторических наук, профессора Ольги Юрьевны Васильевой
Назначенная министром образования и науки России в августе 2016 г. Ольга Юрьевна Васильева – тот национальный самородок, который замечали все, кто с ней работал на протяжении последних двух десятилетий.
На ключевую беседу с Президентом В.В.Путиным она пошла в августе 2016 г., получив от нас очередной том архивных документов Лубянки о реальной жизни народа России/СССР в 20-е гг., над которыми работал коллектив российских историков начиная с 1999 г. Изучению этого и последующего сложнейшего этапа нашей истории – подвигу народа России в годы Великой Отечественной войны, роли в схватке с фашизмом в 1941-1945 гг. сынов и дочерей Русской Православной Церкви – была посвящена многолетняя профессиональная деятельность О.Ю. как ученого-историка, преподавателя, уважаемого в российских и международных научных кругах специалиста. Ее работы хорошо известны в Финляндии, Италии, Венгрии, Белоруссии и на Украине, ее приглашали на крупные международные конференции, оппонирование диссертаций, участие в исследовательских проектах. Свойственный ей природный ум, такт, умение себя держать, высокая культура, профессионализм, преподавательский дар – неизменно притягивали и притягивают к себе людей самых разных профессий, взглядов и национальностей.
Три года ее работы в Администрации Президента РФ в качестве одного из руководителей управления по общественным проектам стали ярким и заметным этапом в общественно-культурной жизни страны благодаря целому ряду знаковых, объединяющих наш народ глобальных общественных проектов (исторические выставки и форумы, раскрывающие традиции многовековой российской цивилизации, сближающие народы России и воспитывающие российскую молодежь). Популярными и доступными стали молодежные форумы в Тавриде, общероссийские диктанты. Новый импульс к развитию получило поисковое движение России, грандиозное признание – передвижной образовательный выставочный проект «Россия- моя история». Общество ожило, молодежь заинтересовалась окружающими событиями и делами. Тысячи граждан вместе с детьми посещают указанные выставки.
Ольга Юрьевна вдохнула новую жизнь и новый смысл в общественные настроения. Стали востребованными и были приняты обществом идеи укрепления единства народа, преемственности российской цивилизации. При этом Ольга Юрьевна не утратила связей с профессионалами в своем деле, с простыми гражданами. Первого сентября 2016 г. под звуки первого звонка она вошла в простую районную московскую школу, трогательно согревая замерзшие ручки малыша-первоклассника.
Разве мы видели подобных министров образования, слышали их публичные лекции о истоках российской государственности, культуре, менталитете народа? Разве внимала им многочисленная и разношерстная молодежная аудитория студентов, преподавателей школ и вузов РФ? Имели ли они за плечами опыт работы в средней школе, в Академии государственной службы РФ, в Российской Академии наук, в университете РАН? Воспитали ли они десятки кандидатов и докторов наук, выпускников вузов и духовных академий? Успел ли кто-либо из них приобрести опыт работы в структурах Правительства, или только стажировался и обучался за рубежами нашей Родины, проталкивал из-за рубежа «соросов» и внедрял «скопусы» в счет отработки иностранных грантов, да еще фигурировал перед молодежью в самом непристойном виде в сетях, вызывая смех и брезгливое презрение общества?
Нет, конечно. Вот почему мы призываем всех активистов незримого и зримого фронта, желающих шельмовать и дискредитировать министра, – сбавить свою агрессивную и обличительную тональность и критически посмотреть на свою собственную профессиональную и гражданскую деятельность, на свои более чем скромные достижения и далеко не лучшие личные качества (при вопиющих провалах и деструктивных результатах деятельности).Мы призываем ответить на вопросы, почему, в отличии от О.Ю., на протяжении последних двух десятилетий бесправия и умирания российской науки и образования они молчали о явных и скрытых проблемах, почему не выступали ранее против сокращения преподавания и изучения российской истории и литературы, против неоправданного слияния вузов и кафедр, не ратовали ранее за хорошие учебники и доступное образование? Почему они не разоблачали коррупцию, не вскрывали сексуальные преступления извращенцев, имевших доступ к преподавательской работе, не отслеживали качество питания в школах и детских садах, процент бесплатных мест в вузах для российских выпускников, не создали сами Общероссийское родительское собрание, не уделяли должного внимания работе с детьми-инвалидами?
В 2017 году научной общественности был предложен фундаментальный проект регулирования деятельности РАН, с одобрением воспринятый всеми, кто не по касательной, а изнутри знаком с проблемами реорганизации РАН и управления научными институтами. Этот проект появился по инициативе и при участии О.Ю.Васильевой как министра. Все эти вопросы, наряду с судьбами РАН, с которыми все еще не могут определиться ученые мужи Академии и чиновники всех мастей, достойно пытается решать новый министр образования и науки, отдавая этой работе все свое время и профессионализм.
А ведь О.Ю.Васильева работает министром всего-то около двух лет! Прервать работу министра в тот момент, когда она пошла, дает очевидные результаты и достижения, - значит не желать успехов на этом пути всем нам, людям России, значит отбросить этот проделанный путь к самому его началу, да к тому же с неизвестным концом. Людей, совмещающих в себе сразу и большой опыт, и профессионализм, и талант и человеколюбие – в органах управления не так уж много, хоть и богата ими Россия. Жаль, если в данной ситуации мы допустим «разбрасывание» такими людьми. Пробросаемся!...
Поэтому сегодня мы обращаемся к Его Святейшеству патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и в Правозащитный Центр Русской Православной Церкви с просьбой защитить от необоснованных нападок и оскорблений уважаемого человека, достойного гражданина, опытного и высококвалифицированного деятеля российского образования и науки – О.Ю.Васильеву. Об этом признании и поддержке было открыто и публично заявлено профессионалами 28 марта 2018 г. на всероссийской научно-практической конференции «Развитие государственно-конфессиональных отношений в современной России на основе единства взглядов и многообразия традиций», которая была организована Общественной палатой РФ и проходила в Нижнем Новгороде при участии более 500 делегатов от регионов РФ, представлявших российские вузы, высшую школу, учительство, научных работников, религиозные круги, государственные ведомства и общественные организации России.
Мы уверены, что наш Президент В.В.Путин в большей мере, чем мы, знает об этой ситуации и не даст ее «на откуп» т.н. либеральным деятелям от науки и общественности, очевидно ставящим своей целью как получение ключевых позиций во власти в связи с возможными в ней изменениями, так и расшатывание и без того сложной общественно-политической ситуации в стране.
Не будет удивительным, если эти дискуссии о все новых реформах окажутся навеянными теми зарубежными консультантами, которым, в силу реального демократизма и толерантности нашего гражданского сообщества, все еще позволяется вмешиваться во внутренние дела России и выискивать выгодные для себя точки опоры в лице новых «реформаторов» науки и образования из Высшей школы экономики, потерявших чувство меры и приличия в условиях непрекращающегося финансового дождя, как из рога изобилия омывающего это реформаторство.
Надеемся, что в ближайшие годы в России будет разработана новая законодательная база в области образования, запрещающая делать бизнес за счет наших детей, также как и современная научная государственная историческая политика.
С самыми добрыми и искренними пожеланиями, с уважением и поддержкой- по поручению Правления и актива АНО ИНП:
Колодникова Л.П. - член бюро Научного Совета РАН «История международных отношений и внешней политики России», учредитель АНО «Институт национальной памяти», кин, внс ИРИ РАН; дин, профессор С.В.Устинкин, декан факультета международных отношений , экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; дин, профессор А.А.Гордин, проректор , заведующий кафедрой истории, философии, педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета ; С.Л. Логинов, кин, заведующий кафедрой истории Глазовского государственного педагогического института (Республика Удмуртия); дин, главный научный сотрудник Института экономики РАН А.С.Сенявский (Москва); дин, профессор Московского государственного лингвистического университета Р.А.Силантьев; дин, профессор В.М.Марасанова, заведующая кафедрой Ярославского государственного университета им. М.Г. Демидова; дин, профессор А.А.Кулаков , Нижегородский государственный университет им.Н.А.Добролюбова