Учредительный съезд "Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России"
Участники конференции
Л.Н. Духанина
В.С. Порохня
А.Б. Безбородов
Е. Весна
Интеллигенция всегда, хотя и с некоторой иронией и сарказмом со стороны обывателей и известных советских руководителей, воспринималась как профессионально занимающийся творческим трудом, развитием и распространением образования общественный слой людей. 14-16 декабря 2015 г. в Московской области прошла конференция «Состояние исторического образования в высших учебных заведениях России». Участниками конференции преимущественно были преподаватели истории в технических вузах. Выступившая на заседании председатель Комиссии по развитию науки и образования, член Совета Общественной палаты РФ Любовь Николаевна Духанина обратила внимание собравшихся на важность в современных условиях качественного образования граждан России, подчеркнув, что образование и культура всегда выступают как основа национальной культуры. Однако в правительстве все еще нет серьезного анализа финансового состояния обеспечения этого образовательного направления. Любовь Николаевна, обращаясь к участникам, подчеркнула, что Общественная палата и Общероссийский фронт – «это ваши инструменты» в осуществлении серьезной работы по преподаванию истории.
Доктор исторических наук, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, член-корреспондент Международной академии информатизации Безбородов Александр Борисович актуализировал вопрос о необходимости понимания студентами в современных условиях таких тем как европеизм, новый гандизм, исламизм. Доктор психологических наук, профессор, начальник учебного департамента в ранге проректора НИЯУ «МИФИ» Весна Елена Борисовна обратила внимание на такие составляющие образования как компетентность с точки зрения обладания необходимым уровнем достижений в области знаний; активность как степень вовлеченности студентов в деятельность, организуемую преподавателем, а также на необходимость активизации заинтересованности, инициативности и самостоятельности.
Научный руководитель вновь созданной Общественной организации в области изучения истории Институт национальной памяти Владимир Владимирович Штоль актуализировал роль исторического знания в патриотической работе, обратил внимание на важность этой работы в технических вузах, охарактеризовал состояние изучения проблем новейшей истории в ряде европейских государств, преимущественно в ретроспективе тематики истории Второй мировой войны. Была прослежена мысль об актуализации исторического образования в технических вузах России с точки зрения укрепления национальной безопасности и сокращения процента уезжающих за границу выпускников.
Об актуальности создания в России автономной некоммерческой новой общественной организации Центр изучения научных и прикладных исследований в области истории Института национальной памяти говорила учредитель и директор этой организации Колодникова Людмила Павловна. Она подчеркнула, что актуальность создания такой общественной организации обусловлена прежде всего усилением идеологического противостояния как внутри российского общества, так и внешней составляющей, связанной с мощной антироссийской информационной войной, подпитывающейся технологиями, запущенными представителями глобальных элит. Т.С. Бушуева отметила, что представляемая сегодня организация Институт национальной памяти, хотя только создается, однако историческая и научная ее составляющие готовились не один десяток лет. Отмечалось, что не следует принимать расхожее утверждение, что Россия – страна без памяти, пространство тотальной амнезии. Наше Отечество всегда преодолевало сложные кризисы, объединяя все свои силы в судьбоносные периоды своей истории.
Директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ автор более 100 научных работ по проблемам национального вопроса, науки и техники, отечественной и всемирной истории, цветной металлургии, космонавтики, футбола Порохня Виктор Сидорович охарактеризовал непростую обстановку с преподаванием истории в технических вузах. Его тревогу вызвало сокращение часов преподавания, недофинансирование деятельности преподавательского состава. Он с сожалением произнес фразу, характеризующую положение преподавателей истории в технических вузах: «свои, но все равно чужие».
Анализируя выступления преподавателей, прежде всего необходимо обратить внимание на высочайший профессионализм их деятельности, подвижничество, внутреннюю убежденность, патриотизм, неукротимую энергию, самоотверженность по воспитанию молодых граждан России. Это по-настоящему интеллигентные люди в современном обществе, посвятившие свою жизнь творческому труду, воспитанию культуры будущих поколений. С особой тревогой участники встречи говорили о сокращении объема гуманитарного знания в технических вузах, о малом финансировании их труда, о равнодушии к их заботам бюрократов, что безусловно вызывает раздражение в преподавательской среде. Эти люди – носители гуманистического знания, их жизнь как неизбежный судьбоносный выбор помочь молодым не пасть духом в современном раздираемом противоречиями и информационным противоборством мире, это то, что связано с традиционным русским понятием – интеллигентность. Учредительный съезд принял решение о создании «Ассоциации преподавателей истории в высших учебных заведениях России». Институт национальной памяти развёртывает совместную деятельность с Ассоциацией.
Участники конференции