"Такие люди...являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив и талантлив русский народ"
Ф.И.Шаляпин, артист, рождающийся один раз в столетие… Да, Шаляпин – богатырь. Так было. Для будущих же поколений он будет легендой, – писал великий русский композитор С. Рахманинов.
А.М. Горький был первым, кто придавал исключительно важное значение всесторонней научной и политической биографии Шаляпина. «такие люди, каков он, – писал Горький, – являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ. Вот плоть от плоти его, человек своими силами прошедший сквозь тернии и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она – внутри, в глубине своей – талантлива и крупна, обаятельна. Любить Россию надо, она этого стоит, она богата великими силами и чарующей красотой. Великолепная фигура! Русский богатырь, Васька Буслаев…Сто лет такого не увидите[1].
Лучшим и прекрасным сторонам своего творческого гения Шаляпин обязан русскому народному певческому и фольклорному материалу, русской национальной демократической культуре. Шаляпин понимал, что творчество народное – свежая ключевая вода. В народном творчестве сокрыты беспредельные богатства прелестной русской песни. Отсюда и исключительное разнообразие сценических образов Шаляпина.
Шаляпинский высокий бас (бас-баритон) с необыкновенной мягкостью и гибкостью в сочетании с редким художественным чутьем, вдумчивым изучением, поразительным драматическим талантом, превосходной дикцией дал ему богатейшие возможности создать яркие и оригинальные оперные образы из русской и западноевропейской истории, и современности. Древняя и Киевская Русь представлена в шаляпинском репертуаре (в опере Верстовского – Аскольдова Могила, в роли Неизвестного, в опере Глинки – Руслан и Людмила, в роли Фарлафа, в опере Серова – Рогнеда, в роли Странника, в опере Бородина – Князь Игорь, в роли князя Галицкого, в опере Римского-Корсакова – Садко, в роли Варяжского гостя, в опере Серова – Илья Муромец.
Средневековая история Руси запечатлена Шаляпиным в образе Ивана Грозного (опера Римского-Корсакова – Псковитянка), Опричника (опера Чайковского «Опричник»), Бориса Годунова. Варлаама, Пимена (опера Мусоргского «Борис Годунов»). Переломные периоды новой истории Шаляпиным запечатлены в Иване Сусанине (опера Глинки) и Досифее (опере Мусоргского «Хованщина»). В опере Корешенко – Ледяной Дом Шаляпин играл роль Бирона.
Характерные черты огромного шаляпинского дарования, прекрасный вокальный орган, одновременно могучий и гибкий, способный в равной мере к тончайшим нюансам и к мощному звучанию, затем – его художественная чуткость и исключительный драматический темперамент, который в сущности, и выделил Шаляпина из массы других певцов, нередко столь одаренных вокально, но чрезвычайно редко способных пережить драматическую ситуацию на сцене, стать не только певцами, но и «певцами-актерами».
Вернись Федор Иванович на родину (а он недалек был от этого), разве не было бы воздвигнуто самых красивых, монументальных памятников перед каждым сколько-нибудь крупным театром на советской земле. Имя его как великого художника связано было бы славой народной.А что может быть выше в вожделение славы народной? ... Действительный патриотизм доказывается не словами, а делами. «Титло патриота дается гражданину народом и историей»[2], – писал В.Г. Белинский