Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

«…Революция безгранично широко раскрыла горизонты…»

 18–24 мая 1917 г.

Из резолюции и решения II Съезда

 Сионистской Народной Фракции «Цеирей-Цион»

 

«…Революция безгранично широко раскрыла горизонты, поставила на очередь дня кардинальные вопросы организации и устроения еврейского народа в самой значительной части рассеяния и теперь уже сказалась вся полнота и глубина различий между нами и algemein-сионистами. На 2-ом съезде, состоявшемся в мае в Петрограде, были уже определенные течения с определенной идеологией и отношением к важнейшим вопросам сионистской программы и тактики. Чувствовалось, однако, что эти течения еще очень юны, еще не окрепли; еще не приобрели заматерелую устойчивость, которая дается в долгой схватке мнений, еще не закалили себя в борьбе и не имеют готовых традиций, усвоенных терминов и оборотов речи. Но это уже была не смутная, расплывчатая, колеблющаяся мысль, а целая сеть, стройно и логично построенных положений, объединенных общей мыслью, общим мировоззрением.

Первое течение, развитое наиболее последовательно и полно, было социалистическое. Сущность его можно формулировать так: сионизм, как движение освободительное, охватывающее весь народ, все трудовые его слои не может не идти по пути или перекрещиваться с социализмом – конечным освобождением трудящихся.

Своеобразная структура еврейского хозяйства отражается и на носителях социалистической идеи, и на методах борьбы за социализм. Носители социализма в еврействе не только фабрично-заводской пролетариат, значение которого невелико, но все вообще трудовые слои. А борьба классовая заменяется борьбой различных слоев трудящихся с теми, кто эксплуатирует труд, причем эта борьба очень часто осложняется национальными особенностями в положении еврейского труда и капитала. На пути к социализму у еврейских трудовых масс стоит переход к нормальному производственному труду крестьянина и рабочего, переход, который может быть разрешен только путем организации нового хозяйственного центра в Палестине на собственной национальной территории.

Вместе с борьбой за социализм, как бы параллельно этой борьбе, жизнью диктуется настоятельная необходимость в осуществлении сионистского идеала. Поэтому трудовые массы должны организоваться одновременно и для защиты своей будущности путем планомерной политики, опирающейся на демократии и социалистические организации всех народов. Трудовые массы не только должны требовать рабочего плацдарма для приложения своего труда и сохранения своей национальной культуры, но и готовиться к этому в диаспоре, организуя артели, кооперативы, рабочие дружины. Между Gegenwartsarbeit и Palestinaarbeit существует тесная живая связь.

 

24-30 мая 1917 г.

в Петрограде проходил Всероссийский съезд сионистов…

 

24-30 мая 1917 г. в Петрограде проходил Всероссийский съезд сионистов, в программе которого были записаны следующие положения:

«1. Демократизация государственного строя России на началах полного народовластия, свободного самоопределения национальностей, всеобщей равноправности без различия национальности, вероисповедания и пола, свободы совести, слова, союзов и собраний, стачек в связи с широкой законодательной охраной труда во всех без исключения отраслях производства и торговли, равноправности религии, децентрализации управления, широкого проведения начала выборности судей и должностных лиц;

2. Равенство всех граждан России перед законом должно осуществляться не только во всех областях внутренней жизни государства, но и в международных отношениях при определении прав российских граждан за границей;

3. Народные представители в Учредительные и Законодательные Собрания, областные сеймы и органы местного самоуправления должны избираться всеобщим, прямым и тайным голосованием, без различия национальности, вероисповедания и пола, на основах пропорционального представительства; 4.

 Городское самоуправление должно быть введено и в мелких городских поселениях, посадах и местечках.

В области национальной политики национальным областям предоставлялась автономия, причем Российским Учредительным Собранием при осуществлении этих автономий гарантировалось право самоуправления национальных меньшинств. …

В резолюции съезда о колонизационной политике в Палестине подчеркивалось, что для этой цели Сионистская Организация направляет все свои усилия к мобилизации капиталов всех видов для колонизации страны».

Съезд полагал необходимым: «В случае образования международного капитала для восстановления разрушенных хозяйств в странах, пострадавших от войны, Сионистская Организация настаивает на предоставлении в ее распоряжение на основаниях, равных с другими народами, капиталов, необходимых как для восстановления хозяйств Палестины, так и тех из пострадавших евреев в других странах, которые пожелали бы переселиться в Палестину и восстановить там свои хозяйства...»

 

Из резолюции и решения

Сионистской Народной Фракции «Цеире-Цион»

по вопросу об обосновании программы фракции

 

«…В области еврейских национально-политических требований: исходя из интересов трудовых еврейских масс и, полагая, что национальное Возрождение еврейского народа в Палестине возможно только при прочной национальной организованности в диаспоре, мы в области нашей национально-политической самодеятельности в России, отстаиваем:

а) требование национально-персональной автономии, причем это требование должно быть предъявлено Еврейским Национальным собранием Всероссийскому Учредительному Собранию на следующих основаниях:

1) Еврейская нация признается Российским Государством публично правовым субъектом;

2) К еврейской национальности в России причисляется каждый еврей, не заявивший о своем выходе из еврейской нации и, в соответствующей форме, зачисленный в национальный кадастр…[1];

3) Центральным Законодательным еврейским органом является Всероссийский Еврейский Ваад[2], избираемый на основе пятичленной формулы…».

 

Просмотров статьи:

2067
  1. Лица, перешедшие из еврейской религии в другие исповедования, считались исключенными из национального кадастра.
  2. Ваад. Центральный комитет общин в России создан в июле 1918 г. Ликвидирован советскими властями в июне 1919 г.

Поделиться в социальных сетях: