Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

Я очень горжусь своей родословной, моей семьей и страной

Тот, кто не помнит своего прошлого, 

осужден на то, чтобы пережить его вновь.

Дж. Сантаяна

В 2005 г. отмечалось пятисотлетие деревни Саурово. В клубе была организована выставка и размещены многие фотографии из архива моей бабушки Сауковой Валентины Ивановны. Появилось желание подробнее узнать родословную моей семьи и сохранить её последующим поколениям.

Мой прадед Иван Алексеевич Веденеев был родом из зажиточной семьи торговца из деревни Саурово, что в двух километрах от города Павловский Посад Московской области. В Саурово дед и бабушка Ивана Алексеевича приехали из Ярославской области. Семья прабабушки Марии Николаевны много поколений держала свою цирюльню. Иван Алексеевич очень заботился о своей внешности и часто посещал парикмахерскую Котовых, где и познакомился с Марией Николаевной.

Родители Ивана дали ему хорошее образование.  Они хотели, чтоб он стал военным, и отдали его в юнкерское училище. Во время его учебы первого августа 1914 года началась Первая мировая война. 9 августа 1915 г.  Иван Веденеев был призван на фронт. С войны он пришёл в 1917 г. Маша Котова дождалась своего жениха, и они поженились.

После революции, в 20-х годах, парикмахерскую и дом Котовых национализировали, и семья Ивана Алексеевича переехала жить в деревню Саурово, на свою родину, где он пошел работать на Старопавловскую фабрику, производящую знаменитые на весь мир Павлово-Посадские платки.
Там он работал набойщиком, т.е. набивал на платки цвета. 

Веденеев Иван Алексеевич и Котова Мария Николаевна

Иван Алексеевич Веденеев с дочерью Валентиной

 

Богомоловы Иван Павлович и Александра Васильевна. Призывной пункт г. Ветлуга 26 июня 1941 года

Богомолова Александра Васильевна (стоит). Комлева (Богомолова) Софья Ивановна (слева)

Как рассказывал мой дед, Сауков Николай Алексеевич, раньше, до создания Старопавловской фабрики,  в Павлово-Посадском районе в каждой деревне были небольшие фабрики, где вручную ткали платки, руками вышивали (клали) на них узоры. Такой платок мне подарила бабушка. Ему более 100 лет, но его узор удивительно тонкий, отливает яркими цветами: с лицевой стороны – красным блеском, а с изнаночной – зеленым.

Мария Николаевна продолжала работать в своей бывшей цирюльне парикмахером. Иван Алексеевич не затаил обиды на советскую власть за отобранное добро, считал дело революции правым и действия коммунистов верными. Поэтому в 30-е годы участвовал в создании в деревне Саурово колхоза «Имени 8 Марта». Иван Алексеевич ушел со Старопавловской фабрики в колхоз, окончил курсыи начал работать там бухгалтером.

У Ивана Алексеевича и Марии Николаевны было трое детей: старший Николай родился в 1922 г, Владимир в 1934, а в 1938 году – дочь Валентина. 

В 1941 году мирную жизнь нашего народа нарушило варварское нападение  фашистских войск.

«Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было и выдумано.

Может быть, увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано.

Нет, у нас жестокая свобода

Помнить все страдания. До дна.

А война была четыре года.

Долгая была война».       

                           Б. Слуцкий

Осенью 1941 года враг подступал к Москве. Немцы часто бомбили Павловский Посад, поскольку рядом, в городе Электрогорске, находилась первая в стране электростанция, это – ГЭС им. Классона, но на Саурово не упало ни одной бомбы. 

 Сотни тысяч москвичей и жителей Подмосковья круглосуточно работали на строительстве  оборонительных сооружений, опоясывающих столицу. Там, под Ногинском, находился мой прадед. Женщины, старики, подростки, инвалиды – все, кто в состоянии был держать лопату, рыли мерзлую землю, копали противотанковые рвы, траншеи, устанавливали надолбы, сооружали заграждения, таскали мешки с песком. Жили в землянках, в палатках, в деревенских домах по несколько человек. Часто голодали, болели. 

«Зима сорок первого года–

Тебе ли нам цену не знать!

И зря у нас вышло из моды

Об этой цене вспоминать»

                     К. Симонов 

После отступления фашистов от Москвы прадед вернулся в родную деревню и стал снова работать в колхозе, где остались лишь женщины, дети и инвалиды.  Они должны были кормить фронт, военные заводы и предприятия, расположенные в Москве и рядом с ней. Лошадей всех забрали на фронт, Приходилось всё таскать на себе.

В 1943 г. в 47 лет И.А. Веденеева призвали на фронт в пехотные войска, где он попал на Курскую дугу. Началось очередное наступление. Солдаты пехоты сидели на танках. Во время форсирования реки танк, на котором находился Иван, был подбит, а сам он ранен. Раненый, он продержался на полузатопленном танке в холодной осенней воде 4 часа, пока его не нашли наши солдаты. После длительного лечения в госпиталях  у Веденеева открылся туберкулез. Вследствие этого его комиссовали, он возвратился в родной дом, в родную деревню, в родной колхоз.

Страна выстояла в этой кровопролитной войне, победила фашизм, спасла от него все страны Европы.

После войны страну поразил голод. Семья Веденеевых выживала благодаря небольшому огороду и тощей козе, которая питалась почти одними осиновыми поленьями.

К колхозу «Им. 8 марта» присоединили несколько деревень. Посадили большой колхозный сад и прадеда, как ответственного и грамотного специалиста, отправили на курсы садовода. Вскоре колхоз преобразовали в совхоз, но к тому времени Иван Алексеевич уже вышел на пенсию.

Его трудовой стаж насчитывал 44 года. Он был ветераном труда, имел грамоты и медали. Выйдя на пенсию, Иван Веденеев занялся своим садом. Сад, как говорит бабушка Валя, был самый лучший в деревне. Веденеев Иван Алексеевич скончался 13 июля 1970 г.

Моя прабабушка Мария Николаевна была глубоко верующим человеком, и, несмотря на антирелигиозную политику, проводимую Советской властью, воспитывала своих детей в православной вере. Она сохранила несколько икон, написанных в ХVIII–ХIХ веках. Хранила она их в подполе и передала моей бабушке Валентине Ивановне, а та раздала их детям: Зое – «Скорбящая Божья матерь», Владимиру – «Всевышний Спаситель». Это была очень редкая и красивая икона, написанная золотой краской, которая блестела в темноте. Александру, моему папе, досталась икона «Двунадесятые праздники».

Дома у бабушки остались иконы «Никола Чудотворец», «Воскресенье Господне» и огромная семейная икона, написанная на заказ при закладке дома предками И.А. Веденеева где-то в середине ХIХ века. Она представляет собой иконостас из восьми икон: Тихвинской иконы Богородицы, Рождество Христово, Владимирской иконы Богородицы, Святые Лаврентий и Михаил, Распятье Христово, Мученик Никита, Ангел Хранитель и св. Лонгин, Мученики Емельян и Агафон, Казанской иконы Богоматери. Видимо. такие имена имели предки, основавшие династию Веденеевых-Сауковых и построившие дом, где до сих пор живут мои бабушка и дедушка.

Все дети и внуки Марии Веденеевой были тайно от Советской власти крещёны и венчаны в Сауровской церкви, в которой на протяжении более 200 лет не прекращалось служение. В этой церкви венчались мои родители.

Церковь в деревне Саурово очень большая и красивая. Она имеет свою интересную историю. Как гласит местная легенда, на проезжавшего по тем местам купца напали разбойники и жестоко избили его. Но он смог доползти до ближайшей деревни, где его спасли крестьяне. Этот купец поклялся построить на месте своего спасения храм, а местность эту (где стоит церковь) до сих пор называют Уползы. Сначала церковь была небольшая деревянная. Впоследствии была построена каменная церковь по проекту архитектора Шестакова. Она представляет собой величественное здание в стиле позднего классицизма. После Октябрьской революции храм не закрывался, прихожане его отстояли. Священник Сергий Владыченский, служивший с 1915 г. был арестован и расстрелян; диакон Евгений Никольский и псаломщик Василий Озерецковский – погибли в лагерях.

В нашей семье храниться золотое кольцо. Его подарила бабушка Валя на мои крестины (мне тогда было 5 месяцев). Внутри этого кольца стоят инициалы Ф.Л. и Ж.Л., а между ними год – 1867 г. Буква Л вероятно означает фамилию, а буквы Ф и Ж – имена. Это подтверждает тот факт, что бабушка Марии Котовой по отчеству была Феофановна (имени уже никто не помнит). И как сказала бабушка Валя: «Это кольцо передавалось у нас в семье от матери к дочери», и только бабушка решила отдать его не тете Зое, а мне.

Другой мой прадедушка по папиной линии Сауков Алексей Прохорович родился в деревне Ковригино Павловопосадского района. Вместе с женой Ксенией  у них было пятеро детей. В июле 1941 года он был призван на фронт. Эшелон под Смоленском попал под бомбежку и был уничтожен. Так погиб прадед. О прабабушке Ксении ничего неизвестно, кроме того, что она была очень властной женщиной и в страхе держала всю семью. Умерла она рано и моего дедушку Колю воспитывала его старшая сестра Валентина.

Мой прадедушка (отец моей бабушки Комлевой Софии Ивановны) Богомолов Иван Павлович, 1910 г. рождения, уроженец деревни Каменка Вознесенского сельского совета, был родом из купеческой семьи. Его отец Павел Иванович с братом Иваном Ивановичем занимались торговлей. Дом у них был в два этажа. Наверху жила вся семья, а внизу была лавка, где они торговали. Когда в деревню пришла советская власть, то семью Богомоловых должны были раскулачить и выслать из деревни. Но за них заступился Василий Дмитриевич Протасов – отец моей прабабушки Александры Васильевны. Он был середняком, но активно поддерживал Советскую власть и первый вступил в образовавшийся колхоз «Красный пахарь». Кроме того, у Павла и Ивана на иждивении была сестра Екатерина, которая в детстве после перенесенной болезни, потеряла зрение и слух. В силу этих причин Богомоловых оставили в родной деревне, но все имущество и товары отобрали.

В 1932 г. Александра Васильевна и Иван Павлович поженились. Они очень любили друг друга и жили дружно. В 1933 г. у них родилась дочь Валентина, а в 1938 – двойняшки Саша и Соня (моя бабушка).

26 июня 1941 г. Иван Павлович был призван на фронт. Ему первому    в деревне была вручена повестка. Вечером в деревне устроили проводы. Валентине было 7 лет, она хорошо запомнила тот вечер и частушку, которую пели: 

«Погляди-ко мать на сына

Мать на сына своего.

Он гуляет как соколик

Заберут скоро его!»

Потянулись тяжелые военные годы. Прабабушка осталась одна с тремя ребятишками. Приходили «треугольники» с фронта, в которых муж писал о том, что он находится под Ленинградом, просил беречь себя и детишек. Понимая, в каком «пекле» находится, он старался дослужиться до чина повыше, чтобы после его смерти семья получала пособие. 

В ноябре 1941 г. пришла похоронка: Иван Павлович погиб 10 октября 1941 года. Надо было продолжать жить ради детей:

«Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая бессмертная тяжесть

На женские плечи легла…».

                    М. Исаковский

Александра Васильевна трудилась на ферме: корм скоту возили на санках, убирали за животными, доили коров. На работу уходила в 3 часа утра. Дома оставались дети: Валя в восемь лет была «главной», Соне с Сашей было по три года. Валя одевала малышей, кормила, топила печь, бегала на ферму помогать матери. Подросли Саша и Соня, стали тоже бегать на ферму, иногда там наливали им кружку молока, что в те годы было лакомством. Дома держали корову, сено косили на «неудобицах», зимой еле его вывозили. Она кормила детей, а сама корова жила на гнилом сене и воде.

Летом 1947 года в деревню Каменка приехал политрук  части, где служил Иван Богомолов и рассказал прабабушке, как погиб её муж: за три месяца войны он получил звание ротного командира. Их части был дан приказ переправиться через Неву и занять позиции на другом берегу, который был заминирован. Солдаты пошли в атаку, но немцы остановили их шквалом огня. Политрук скомандовал: «Ложись!». Все легли, но Иван Богомолов продолжал идти вперёд, стреляя по немцам. И тут раздался взрыв – он наступил на мину. После боя его опознали по оторванной  голове. От роты осталось 7 человек. К тому времени у него уже было две награды и перед боем, он сказал: «Сегодня я завоюю третью!». Так погиб мой прадедушка. Похоронен он в деревне Невская Дубровка Ленинградской области.

Прабабушка умерла рано – в 53 года. 

Мой дедушка Комлев Юрий Петрович родился в деревне Морозиха Ветлужкого района в 1929 г., он был самый младший в семье. Его мать Екатерина Ивановна рано осталась без мужа и воспитывала одна шестерых детей. Семья была очень бедной. Прабабушка с утра до ночи работала сначала на помещика, потом на колхоз, который был организован самым первым в районе. В 1941 году Юре было 12 лет, но в тылу подростки работали вместо ушедших на фронт мужчин. У моего дедушки на войне были два брата и сестра.  Старший брат – Комлев Александр Петрович 1918 года рождения, был призван в армию 1940 г. Когда началась война, он служил на границе с Финляндией и воевал с первого дня войны. В 1943 году участвовал в битве на Орловско-Курской дуге, проявив геройство и мужество, был тяжело ранен и умер от ран 22 августа 1943 года. Похоронен в деревне Катуновка Краснопутского района Орловской области.

Комлев Анатолий Петрович 1926 г. рождения был призван на фронт в     1943 г. и вернулся лишь в 1946 г. Комлева Надежда Петровна 1924 г. рождения ушла на войну добровольцем в 1944 г. Войну закончила на Эльбе. Имеет много наград. В том числе медаль за отвагу, которая хранится у нас. У моего деда была еще одна сестра – Комлева Клавдия Петровна. В начале войны она познакомилась с офицером танкового училища Иваном Тимошенко. После войны они собирались пожениться. Он воевал на Ленинградском фронте, а в 1943 г. пропал без вести. У нас сохранились его письма и открытки. Он был очень образованным и романтичным человеком. На каждом его письме есть небольшой рисунок, а на каждой открытке – стихи. Клавдия Петровна на всю жизнь сохранила о нем светлую память и замуж так и не вышла.

Занимаясь этим исследованием, собирая по крупицам воспоминания  моих родственников об их предках, записывая их мысли, я ещё подробнее узнала историю своей семьи.

Я очень горжусь своей родословной, моей семьей и страной.

 

Библиографический список

Беседы с моей бабушкой Сауковой Валентиной Ивановной;

Беседы с моим папой Сауковым Александром Николаевичем;

Беседы с моей тетей Дорошкевич Зоей Николаевной;

Беседы с моей бабушкой Комлевой Софьей Ивановной и её сестрой Валентиной Ивановной.

 

 

Просмотров статьи:

189

Авторы статьи:

  • Саукова Анна Александровна Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
  • Научный руководитель – к.и.н., доц. Абракова Т. А.

Поделиться в социальных сетях: