Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

Моряк Северного флота Александр Петрович Стариков

Уверена, что истинные патриоты русской земли всегда будут горды и восхищены подвигом советских солдат. Они должны об этом знать и в этом им помогают такие крупицы – рассказы о тех, кто добывал Победу.

Я хочу рассказать о подвиге моего прадеда борчанина Александра Петровича Старикова, солдата Великой Отечественной войны, храбрость которого спасла жизни многих людей.

Победа в Великой Отечественной войне – подвиг народа, совершённый в 1941‒1945 годах. В последние годы меняются оценки многих событий истории России в ХХ веке, но 9 Мая остается неизменным Днем Славы и Победы советского народа-победителя. Непосредственных участников Великой Отечественной войны с каждым днем остаётся все меньше и меньше. Те, кто родился в конце ХХ–XXI вв. узнают правду о войне не столько из рассказов очевидцев и её участников, а из художественных фильмов, книг, учебников, исторических трудов, которые не всегда объективны. Поэтому важнейшая задача сегодняшних дней – донести до новых поколений правду о минувшей войне.

Я хочу рассказать о подвиге моего прадеда борчанина Александра Петровича Старикова, солдата Великой Отечественной войны, храбрость которого спасла жизни многих людей.

Александр Петрович Стариков родился в 1920 г. в деревне Салолеи под городом Арзамасом. Он закончил до войны семилетнюю школу, фабрично-заводское училище, работал слесарем. Война застала его на Северном флоте, где он служил комендор-артиллеристом на минном тральщике «ТЩ–116».

Немецкие подводные лодки с помощью акустических приборов контролировали трассы Северного морского пути: разбрасывали мины, сторожили и торпедировали корабли союзников. Со слов А.П. Старикова, в 1944 г. на подводных лодках фашистов появилось новое акустическое оружие. Вследствие этого они стали смелее и расположились вдоль всей трассы Северного морского пути в Карском море. Поэтому для провода кораблей союзников требовалось усиление конвоя.

8 августа 1944 г. конвой БД–5 в составе транспорта «Марина Раскова», сопровождающих его трёх тральщиков с новейшим вооружением и средствами обнаружения подводных лодок, шёл из города Молотовска по направлению к острову Диксон с 6600 т груза. В нём было продовольствие, стройматериалы, техническое имущество и пр.; на борту находилось 410 человек: пассажиры ‒ персонал полярных станций, их семьи и моряки ‒ члены команды. Тральщики имели номера: «ТЩ–118», «ТЩ–116», «ТЩ–114».

Присутствие тральщиков, которые располагались по обоим бортам «Марины Расковой», казалось, гарантировало надежность охраны. Из воспоминаний А.П. Старикова: «Конвой вышел в море, чтобы прокладывать дорогу и сопровождать от устья Северной Двины до Диксона грузопассажирский пароход «Мария Раскова». У острова Белый, напротив устья Оби, на небольшой глубине затаилась фашистская лодка. Море было сплошь усыпано вражескими минами».

Неожиданно транспорт «Марина Раскова» в водах Карского моря подвергся нападению врага, и тральщики поспешили ему на помощь. Флагман «ТЩ–118» был затоплен, большая часть его экипажа перебралась на оба оставшихся корабля эскорта. На борт «ТЩ–114» было доставлено 144 человека (женщин и детей), спасшихся с «Марины Расковой». Остался в строю лишь «ТЩ–116», шлюпки и мотоботы которого тоже подбирали из ледяной воды людей. Тральщик принял на борт 183 человека. Вскоре акустик «ТЩ–114» прокричал: «Слышу торпеду!» Последовал взрыв, находившиеся на палубе люди были сброшены в море, но позднее подобраны «ТЩ‒116» и выжили.

После боя, высадив на берег людей, тральщик двинулся на поиски вражеской подводной лодки. 5 сентября 1944 года сигнальщики «ТЩ–116» визуально обнаружили признаки присутствия подводной лодки, а затем эти результаты были подтверждены гидроакустическим прибором «асдик». После атак глубинными бомбами на поверхности воды стала выступать солярка с жемчужными разводьями, что свидетельствовало о серьезных повреждениях противника. Вскоре акустики подтвердили это прослушиванием металлического стука, что свидетельствовало о попытках ремонта силами экипажа.

В это время случилось непредвиденное: мина упала на палубу, рядом с боезапасом. На корабле мог произойти взрыв от своей же мины, что привело бы к затоплению тральщика. Старшина Александр Стариков схватил мину и бросил её за борт. Пятого сентября 1944 года «ТЩ–116» потопил в Карском море в районе мыса Уединение германскую подводную лодку U–362.

Позднее в его жизни вновь был конвой, траление вражеских мин, сопровождение четырех транспортов от острова Диксона, уничтожение ещё нескольких лодок противника.

Морской путь Александра Старикова был почти кругосветный. В 1943 г. из города Владивостока с острова Русский горьковчанин попал в специальную роту. Она отправилась в США, где получала корабли и их осваивала. Затем в её составе через город Рейкьявик по Атлантике пришёл в Мурманск[1].

Парад Победы состоялся в Москве на Красной площади 24 июня 1945 г. в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне. Для участия в параде от флота был сформирован сводный полк, в число которого входило 1059 основных и 10 запасных моряков, прошедших войну. Личный состав отбирался из числа бойцов и офицеров, наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые ордена, среди них был и прадедушка. Его участие в Параде Победы имело огромное значение для него и последующей истории нашей семьи[2].

А. П. Стариков, старшина второй статьи, 24 июня 1945 года в составе сводного морского полка шел, чеканя шаг по брусчатке Красной Площади, славя великую Победу в Великой Отечественной войне советского народа. Он воевал по-морскому: дерзко и храбро. Свидетельство того – ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и особенно дорогая фронтовикам медаль «За боевые заслуги»[3].

В армии вскоре началась демобилизация, первыми вернулись домой солдаты старшего возраста. Прадедушка демобилизовался в 1947 году и вернулся в город Арзамас в коллектив железнодорожного депо. Вскоре вместе с семьей он переехал в город Бор, где проживал в общежитии завода «Теплоход». В том же году он поступил работать на завод мастером литейного цеха. Без отрыва от производства он окончил вечернюю школу, затем индустриальный техникум.

Александр Петрович работал инструктором промышленно-транспортного отдела горкома партии. С 1959 года он – председатель артели «Прокатчик», потом директор металлопрокатного завода, а с 1975 по 1980 гг. – генеральный директор ПО «Объединение трубопроката и метизов». 25 лет возглавлял Александр Петрович этот трудовой коллектив. К боевым наградам бывшего моряка Северного флота добавились трудовые: ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медаль «За доблестный труд»[4].

Я долго думала, стоит ли писать о прадеде, но позже решила, что необходимо. В войне и в нашей Победе – дух, величие, гордость и достоинство участников Великой Отечественной войны. Они не дали фашизму на растерзание физическое и нравственное уничтожение огромную страну – СССР. Что такое фашизм лучше всего знают солдаты Второй Мировой и Отечественной войн.

Уверена, что истинные патриоты русской земли всегда будут горды и восхищены подвигом советских солдат. Они должны об этом знать и в этом им помогают такие крупицы – рассказы о тех, кто добывал Победу.

Я очень горжусь тем, что мой прадедушка внес небольшой, но значимый вклад в историю Великой Отечественной войны, а своим подвигом спас жизни людей. Мне было очень интересно изучать историю семьи, собирать информацию о прадеде. Каждый из нас должен помнить и уважать ветеранов Великой Отечественной войны.

Просмотров статьи:

1939

Автор статьи:

Ксения Игоревна Старикова г. Нижний Новгород, Нижегородский архитектурно-строительный университет Научный руководитель-к.и.н., доц. Т. А. Абракова
  1. Мелешин, В. Интервью с А. П. Стариковым /В. Мелешин //Борская правда ‒ 1992.
  2. Парад Победы 24 июня 1945 года encyclopedia.mil.ru
  3. Гоголева, И.С. «БорИнфо» /И.С. Гоголева – Бор – 2011.
  4. Мелешин, В. Интервью с А. П. Стариковым /В. Мелешин //Борская правда ‒ 1992.

Поделиться в социальных сетях: