Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

Думай о Родине, как о себе

Молодые историки России. Молодежный образовательный форум.

июль 2015 г.

   

В настоящее время вопросы патриотического воспитания в исторической науке являются наиболее дискуссионными. С развалом Советского Союза прекратила своё существование хорошо отлаженная система идеологического воспитания граждан. «Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных “духовных ценностей”, культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, наркомании и многого другого. С другой стороны, не отставали и наши доморощенные “специалисты” идеологического фронта, круша без разбора всё, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, пороча традиционную российскую нравственность и духовность, патриотические чувства народа. Дошло до того, что слова “патриот”, “патриотизм” стали нарицательными и ругательными» (Квятковский Ю.П. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и безопасность страны // Право и безопасность. 2003. № 3–4).

Почти целое десятилетие после начала 90-х годов прошлого века вопросами патриотического воспитания, его роли в истории нашей страны на государственном уровне почти не занимались, хотя желание возникало неоднократно. Только в конце марта 1998 г. Правительством РФ было поручено Российскому государственному военному историко-культурному центру при Правительстве РФ (Росвоенцентру), министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведущим ветеранским и другим общественным организациям проработать и внести предложения по проекту Федеральной целевой программы патриотического воспитания граждан РФ. В ноябре 1998 г. разработанные предложения были доложены в Правительство РФ, и в декабре вышло его поручение о разработке проекта Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества».

Проект программы трижды обсуждался на различных этапах формирования в комитетах Государственной думы Федерального Собрания РФ, включая парламентские слушания, а также в 1999 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Таким образом, проект указанной программы явился документом коллективного творчества, основанного на принципах демократизма, научности, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.

       

После многочисленных согласований в феврале 2001 г. Постановлением Правительства РФ № 122 наконец была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». Принятие указанной программы рассматривалось как глубоко символичное и знаковое событие, которое трактовалось как начало оценки роли патриотизма и его места в истории нашей страны, а также новых перспектив и возможностей в организации и содержании патриотического воспитания в новых исторических условиях.

Целью принятой программы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов РФ, являлось развитие системы патриотического воспитания граждан РФ.

 

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

– создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

– формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

– воспитание личности гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

– формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

В 2005 г. вышло Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”» (с изменениями и дополнениями). Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учётом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны программа определила содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее – патриотическое воспитание) и была направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности – одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Основной целью этой программы являлось совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели, по сравнению с предыдущими задачами, были поставлены задачи по привлечению к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых коллективов и отдельных граждан. В качестве основной задачи было представлено повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращению их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. Важной задачей также явилось проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

В настоящее время действует принятая в 2010 г. государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», она является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы». Таким образом, сохраняется непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Основной целью программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Для достижения этой цели дополнительно к предыдущим были поставлены следующие задачи:

– повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

– формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

– внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

– повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

– развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Решение указанных задач осуществляется путём реализации различных мероприятий.

В действующей в настоящее время программе особо отмечено, что для совершенствования системы и процесса патриотического воспитания необходимо вести дальнейшую плановую работу по решению ряда проблем, в том числе в области научно-аналитических исследований, в части развития материально-технического обеспечения воспитательной базы, своевременной проработки законодательных вопросов в данной области, усилению воспитательной составляющей в государственных образовательных стандартах, преодолению дефицита профессиональных кадров для ведения работы по патриотическому воспитанию граждан. Одновременно предусматривается больше уделять внимание вопросам, которые пока решаются далеко не в полной мере, это: привлечение СМИ к работе по патриотическому воспитанию граждан, и прежде всего центральных СМИ, более широкое вовлечение семьи в воспитательный процесс подрастающего поколения, организация работы по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах, более тесное взаимодействие государственных и общественных структур в ходе проведения мероприятий патриотической направленности.

В этом году был представлен новый проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». В качестве основной цели программы рассматривается дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе. Поставленные для достижения этой цели задачи в основном повторяют задачи предыдущей программы с той лишь разницей, что в ней развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях дополнено служебными коллективами; развитие и совершенствование системы военно-патриотического воспитания граждан, выработке перспективных форм и методов повышения престижа дополнено не только в области военной, но и правоохранительной службы. В качестве основной задачи патриотического воспитания граждан особое внимание уделяется повышению вклада (роли) средств культуры и массовой информации.

Особый интерес для нас представляют предложенные в проекте Основные направления реализации программы, где в качестве приоритетного представлено формирование патриотического мировоззрения через развитие патриотически ориентированных исторических знаний граждан Российской Федерации. Системой мер по формированию патриотического мировоззрения граждан предусматривается: повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; активизация интересов к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России; сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям; повышение качества работы образовательных учреждений по профессиональной ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию.

Таким образом, необходимо отметить, что работа по патриотическому воспитанию ведётся непрерывно с 2001 г. и запланирована ещё на пять лет вперёд. Результаты этой работы очевидны, хотя не всё так однозначно. В настоящее время исследователи отмечают, что большинство жителей России (65%) считают свою страну великой державой. Об этом свидетельствуют данные опроса Левада-Центра, опубликованные 30 ноября 2015 г. агентством «Интерфакс». Противоположной точки зрения придерживается четверть опрошенных социологами граждан, еще 10% затруднились дать ответ. Отмечается, что доля россиян, уверенных в величии страны, с 2011 г. выросла на 18%.

Серьёзное «повышение патриотической температуры» исследователи отмечали в связи с проведением Олимпиады в Сочи в 2014 г., военным парадом 9 мая 2015 г. на Красной площади, и особенно парадом «бессмертного полка», возвращением Крыма и т.д. В то же время, как показывают исследования, этот эффект, к сожалению, кратковременный и очень быстро сходит на нет, если будни не так радостны, как праздники, и гордость за свою страну не подкреплена достойным существованием её граждан. В относительно благополучный период чувство патриотизма находится скорее в «инерционной стадии», и консолидация общества, а вместе с ней и подъём патриотический настроений чаще всего приходится на период тяжёлых испытаний. Для современных граждан нашей страны такими испытаниями стали отношения с братской Украиной, теракт в отношении наших граждан в Египте и недружественные действия Турции.

В настоящее время патриотические чувства россиян достигли наивысшей стадии. В то же время необходимо отметить, что такого показателя мы достигли не благодаря, а скорее вопреки всем принятым до этого документам с формулировками «создать», «формировать», «воспитать» и т.д. К сожалению, приходится вспомнить поговорку «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Чувство сплочённости и всплеск патриотических настроений возник не в результате претворения в жизнь мероприятий программы, а в результате недружественных действий со стороны третьих лиц.

В свете последних событий аналитики отмечают существенный рост интереса к общественно-политической и исторической литературе. Книжные магазины фиксируют более чем 30-процентный рост продаж книг по данной тематике. Исследователи аргументируют это тем, что в свете последних событий граждане сами всё чаще ощущают тот вакуум в образовании, который присутствовал последние 20 лет, и по личной инициативе стремятся его заполнить.

Патриотическая тематика присутствует на всех этапах создания исторической литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая современными учебниками по истории. Однако ни для кого не секрет, что в советское время история, предшествующая событиям Октября 1917 года, существенно искажалась, и кроме ура-патриотических побед, безусловно важных, но не единственных с точки зрения патриотического контекста, положительных примеров в ней практически не было представлено. В постсоветский период исследователи считали, а многие и до сих пор считают своим долгом как можно больнее и язвительнее описать советский период, не желая замечать его положительных моментов. В результате в погоне за гонорарами и сенсациями расплодилось колоссальное количество лжеисторических исследований, часто имеющих своей целью представить известные факты в ином, более привлекательном для читателя, иногда даже модном конспирологическом, но далёком от истины свете. В связи с этим очевидной становится проблема качества исторической литературы. В результате провозглашённого в годы перестройки плюрализма мнений на книжный рынок был выброшен такой объём исторических и околоисторических произведений, что даже специалистам подчас трудно в них разобраться. На одних и тех же полках исторических отделов в серьёзных книжных магазинах стоят рядом работы И.Я. Фроянова, Р.Г. Скрынникова, Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко, Б.А. Рыбакова, А.И. Асова и др. Зачастую исследователи уже заранее с предубеждением относятся к незнакомым фамилиям авторов исторических «изысканий». Отсюда напрямую следует и проблема качества патриотической составляющей исторической литературы, поскольку часто одни и те же события в различных источниках трактуются с диаметрально противоположных точек зрения.

Следующая проблема, о которой хотелось бы упомянуть в связи с поставленной задачей, – это резко упавшее качество преподавания истории. В новом проекте по патриотическому воспитанию указана задача «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения». И это при том, что за последние 20 лет количество часов на историю как в средней школе, так и в вузах было существенно сокращено. В настоящее время школьники, если только они не идут в гуманитарный вуз, заканчивают изучение истории в 10-м классе, не сдавая при этом никаких экзаменов и поэтому не особенно обращая внимание на предмет. На сегодня это означает только одно – из школы выходят довольно слабо разбирающиеся в истории граждане своей страны, у которых нет необходимой базы исторических знаний. В технических вузах, где предмет «история» является обязательным, в начале 90-х годов прошлого века на весь курс отводилось 32 лекции, и он читался в течение года. Теперь на весь курс (от древних народов и Древнерусского государства до наших дней) отводится 8 (!) лекций, которые студенты должны освоить в течение одного семестра. Сам собой напрашивается вопрос: как при таком количестве часов на довольно слабую школьную историческую базу наложить не только знания, но и проблему патриотического воспитания? Другого предмета, кроме истории, в непрофильных вузах для этой цели не предусмотрено. Правительство декларировало желание вернуться к школьному экзамену по истории в 2018 г. Но это опять же будет ЕГЭ, а значит, не понимание предмета, а натаскивание на информационный объём. Хотя, может быть, в данной ситуации это и не так плохо. Появится хотя бы та же база. По моему глубокому убеждению, школьный курс и должен быть базовым, т.е. отвечать на вопросы что и когда. А вот ответы на вопросы почему и, допустим, кому это выгодно должны уже получать граждане более зрелого возраста, в частности студенты. В этой связи напрашивается аналогия со многими произведениями школьной программы по литературе, когда люди в более зрелом возрасте открывают для себя смысл и глубину ненавидимых в детстве произведений.

Вслед за предыдущей встаёт ещё одна проблема – грамотного преподавателя вуза, который в таких жесточайших условиях временн`ых рамок способен акцентировать внимание на важнейших вопросах исторического развития в целом и патриотической составляющей в частности. В предложенных задачах программы это довольно размыто звучит как «повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания». Необходимо понять, что невозможно без необходимых условий, без высокопрофессиональных специалистов выполнить поставленную в проекте новой программы задачу по «активизации интересов к изучению истории Отечества и формированию чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; углублению знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России». К сожалению, многие современные педагоги, вслед за западными исследователями, трактуют всем известные события на новый лад, тем самым вольно или невольно принижая, а часто и искажая их роль в истории. Например, всем известный факт Невской битвы, произошедшей в 1240 г., когда шведский предводитель Биргер, воспользовавшись сложной ситуацией на Руси, оказавшейся к тому времени под монголо-татарским игом, проник по Неве на территорию Новгорода с целью дальнейшего захвата северо-западных земель. Призванный новгородцами князь Александр стремительно, только с помощью своей дружины разбил лагерь шведов. Сражение получило название Невская битва, а князь – прозвище Невский. Почти любой российский школьник расскажет вам об этом событии, а вот шведский школьник об этом не знает, хотя памятник Биргеру стоит в центре Стокгольма, но за другие заслуги. Часть современных историков радостно вам доложит, что и само сражение было незначительным, и напал Александр на спящих шведов, и жертв, к счастью, было мало. Что интересно, в этом описании всё правильно, именно так и рассказывается в русской летописи. Встаёт вопрос, почему столь незначительное событие названо битвой, а Александр получил прозвище в честь места, где оно произошло? Ответ в дальнейших деяниях Биргера. В 1249 г. он захватил Финляндию. И если бы не действия Александра Невского, предвидевшего подобное со своей страной, результат был бы предсказуем. Экстраполируя эту ситуацию на нашу действительность, можно понять действия нашего правительства в Сирии. В этой связи необходимо ещё раз отметить, что без хорошего педагога, с которым учащиеся контактируют напрямую, не может быть качественного образования в целом и патриотического воспитания в частности. Последние исследования показали, что так модное сейчас дистанционное обучение не способно заменить живого общения с преподавателем, который в первую очередь способен заставить думать и размышлять, а не просто давать информацию. Патриотическое воспитание дистанционно не прививается.

Очень важен в патриотическом воспитании, на наш взгляд, личностный фактор в истории. Роль личности в истории (позволим себе здесь не согласиться с Л.Н.Толстым) часто имеет решающее значение для судеб народов и государств. Имена великих русских полководцев – яркий тому пример. Но часто ли преподаватели акцентируют внимание на действительно важных моментах их деятельности? Например, решение М.И.Кутузова, взявшего на себя ответственность за оставление Москвы ради сохранения русской армии. С точки зрения патриотизма это выше многих иных подвигов. Цена человеческой жизни – главный критерий и в историческом контексте, и в правильном государственном развитии, поскольку человек – главная опора государства. По вполне понятным причинам в советский период на этом не акцентировали внимание, а говорили о положительных результатах правления Ивана Грозного, Петра I, Сталина и др. Честный подход в этом вопросе будет только способствовать повышению патриотического воспитания. Поэтому необходимо в историческом контексте различать Швейцарский поход Суворова и взятие им Измаила, освобождение Европы от Наполеона и вмешательство Николая I в европейские конфликты, Афганистан эпохи Л.И. Брежнева и Сирию наших дней.

В этой связи возникает ещё одна проблема – качества учебников по истории. Нередко студенты высших непрофильных учебных заведений обращаются к преподавателям за советом, какой учебник истории они бы порекомендовали и, к сожалению, часто ставят их этим вопросом в тупик. Выбор учебной исторической литературы огромен, но, как ни парадоксально, с точки зрения качества очень и очень ограничен. Исторические учебники, зачастую подверженные излишней эмоциональности и предвзятости в угоду сиюминутной погоне за сенсацией, должны быть конкурентоспособны со средствами массовой информации, к которым относится и Интернет. В этой связи необходимо обратить внимание на преимущества учебной литературы, которую худо-бедно, но практически все изучают в рамках обязательной программы в школах, техникумах и вузах, поскольку современное поколение, может быть даже к счастью, мало обращается к СМИ по рассматриваемым нами вопросам. Основным недостатком СМИ является то, что неподготовленному человеку абсолютно невозможно разобраться, где истина, а где откровенная ложь, где пропаганда, а где просто желание авторов прославиться или выделиться на общем фоне. Отсюда вытекает следующая проблема – качества СМИ. Поэтому недаром в последнем проекте программы предложена система мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания, где предусматривается «противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве». (Почему-то, правда, не указана история.)

Ещё одна проблема, на которую необходимо обратить внимание при проведении в жизнь патриотического воспитания, – его форма. Как воспитывать подрастающее и уже выросшее поколение, избегая при этом ненужной назидательности и излишних нравоучений. Патриотическое воспитание не должно быть нарочито пафосным. Молодёжь очень остро воспринимает фальшь, и поэтому никакими лозунгами любовь к Родине не взрастить. Патриотизм нельзя навязать. Это чувство сродни любви к родителям. Оно либо есть, либо нет. И если у человека были плохие родители, его невозможно заставить их полюбить. Можно надавить на жалость, аргументировать тем, что родителей не выбирают, и поэтому их априори надо любить, но от этого человек их всё равно не полюбит. В лучшем случае он просто будет выполнять свой сыновний (дочерний) долг. Форма патриотического воспитания должна быть ненавязчивой, и лучше всего для этого подходит именно исторический опыт, поскольку только он имеет колоссальное преимущество перед настоящим – показывает результат без лишних нравоучений.

Следующей, на наш взгляд, проблемой, является так называемый ура-патриотизм. Патриотизм не должен и не может быть с приставкой «ура». В нашей истории эту стадию мы уже проходили, и ничем хорошим она не закончилась. Для истинной любви к своему Отечеству необходимо пропагандировать не выдуманную, а подлинную историю, с её ошибками, просчётами, иногда с очевидными преступлениями, из которых надо уметь делать правильные выводы, а не стыдливо замалчивать какие-то пусть даже позорные для страны факты или, что ещё страшнее, выдавать их либо за «вынужденную меру», либо за «государственную необходимость». Нельзя забывать, что на ошибках учатся, а приглаженная история не несёт никакой морали для будущих поколений и очень мешает поколению настоящему.

И последнее. Резкая реакция России на сбитый Турцией наш бомбардировщик, безусловно, вызвала подъём патриотического настроения в нашей стране, и граждане в большинстве своём готовы мириться с объявленным эмбарго и пойти на некоторое ухудшение своего материального благосостояния. Другой вопрос – надолго ли хватит этого патриотического запала? Никакое даже самое правильное патриотическое воспитание, заложенное правильными историческими подходами, не будет успешным, если в современной России будет продолжать существовать коррупция, вывоз капиталов за рубеж, беспредел на дорогах и в органах правопорядка, проблемы в медицине, образовании и армии. Преодоление этих негативных явлений нашей жизни само собой исключит необходимость в предусмотренной проектом новой программы системе мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания – формирование позитивного отношения к военной и правоохранительной службам.

Проблемы патриотические очень часто находятся в прямой зависимости от проблем экономических. Как уже подчёркивалось, патриотизму нельзя научить, его можно либо внушить, и тогда он становится похожим на фанатизм, либо он проявится сам, но при условии наличия благоприятной атмосферы в обществе и достойном материальном обеспечении его членов. В этой связи хочется напомнить процитированные нашим президентом в Послании Федеральному Собранию в декабре 2015 г. слов Д.И.Менделеева: «…Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия». Граждане не должны любить абстрактную Родину, они должны любить Родину, где им комфортно жить. Это вовсе не означает, что эти слова надо рассматривать как призыв сначала всё получить, а потом требовать патриотических настроений. Искренне желать и делать свою Родину лучше – тоже патриотизм. В истории нашей страны колоссальное количество достойных примеров истинной любви к своему Отечеству. В то же время пора осознать, что многие примеры из советской истории в большинстве своём как раз не тот случай, который надо воспринимать как положительное наследство. Слова советской песни «раньше думай о Родине, а потом о себе» в современном обществе не все воспримут с пониманием, скорее пора сочинять новую песню со словами «думай о Родине как о себе», а на вопрос «С чего начинается Родина?» каждый гражданин нашей страны должен ответить: «С меня».

Просмотров статьи:

314

Автор статьи:

Академик, д.и.н. профессор Владимир Владимирович Штоль

Поделиться в социальных сетях: