Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

  • Главная
  • Новости
  • Пост-релиз педагогического форума преподавателей-русистов 2019

Пост-релиз педагогического форума преподавателей-русистов 2019

14 декабря 2019 г. в Болгарии в г. София состоялся педагогический форум  преподавателей-русистов  «Филологические и социокультурные проблемы русистики». Форум проводился на базе Российского культурно-информационного центра совместно с кафедрой русского языка Софийского университета им. Святого Климента Охридского (г. София, Республика Болгария) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, при содействии официального представительства Россотрудничества в Софии и Болгарской национальной сети преподавателей русского языка и культуры. 

На пленарное заседание Форума бали вынесены вопросы стратегической важности в области преподавания литературы, русского языка как иностранного, доклады ведущих российских ученых в области теории и методики преподавания русского языка как иностранного, основоположников научной школы по межкультурной коммуникации России.

На Форуме осуществлена работа на площадках пяти мастер-классов:

  • «Рейтинговые технологии диагностирования умений в русском языке как иностранном».
  • «Русский язык для болгарских учащихся».
  • «Разработка диагностического инструментария для оценки уровня владения русским языком»
  • «Словари XXI века и обучение русскому языку».
  • «Ассоциативный эксперимент как индикатор особенности языковой личности».

Организация форума и его содержание учитывали актуальные проблемы сферы преподавания русского языка как иностранного в Болгарии. 

 

В ходе проведения Форума участники пришли к единой формулировке проблем и общей позиции по их решению:

I. Общие предложения по организационной структуре и перечню базовых действий. 

Предлагается для обеспечения созданий оптимальных условий обучения русскому языку как иностранному в различных образовательных организациях Республики Болгария:

1. Сделать проведение педагогического форума ежегодным.

2. Создать постоянный (в отличие от ресурса проекта) информационный ресурс, посвящённый вопросам организации и проведения форума с публикацией информации в СМИ и социальных сетях. 

3. Активно привлекать представителей российской и болгарской издательской индустрии к участию в форуме с презентацией книжных новинок и электронных ресурсов.

4. Организовывать онлайн-трансляции мероприятий Форума, обеспечивать параллельное проведение и информационное сопровождение близких по тематике мероприятий в России и Болгарии на страницах электронного ресурса. 

II. По направлению «распространение инновационного опыта российской русистики, накопленного в области преподавания русского языка как иностранного» предлагается:

  • Разработать систему мотивации к изучению преподавателей русского языка в Болгарии современных российских источников, ресурсов и литературы, для чего организовывать ежегодные конкурсы, викторины, состязания как среди обучающихся так и среди преподавателей в Болгарии. 

III. По направлению «расширение научно-методического сотрудничества между учителями русского языка в школах и преподавателями вузов в различных образовательных организациях России и Болгарии» предлагается: 

  • Создать электронную базу данных, научных и научно-методических публикаций и разработок по теме преподавания русского языка как иностранного в Болгарии. 
  • Создать перечень ссылок на методические и информационные ресурсы по теме преподавания русского языка как иностранного
  • Создать перечень ссылок на качественные научные, художественные и иные произведения российских авторов для использования в процессе организации образовательной деятельности, конструирования мультимедийного аудиовизуального некоммерческого продукта в соответствии с ГК РФ Статья 1274. «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях»

IV. По направлению «совершенствование профессиональных компетенций участников Форума-совещания путем расширения их социокультурной, лингводидактической и педагогической компетенции, приобщения к инновационным технологиям в преподавании»:

  • Создать целевые профессиональные сообщества в социальных сетях для преподавателей – участников форума.
  • Разработать компетентности профиль специалиста преподавателя русского языка как иностранного, с четким формулированием помимо общих компетенций предметного содержания, перечня тем и вопросов по теории и методики преподавания, содержательных элементов культуры и истории России и Болгарии

V. По направлению «организация системности в повышении квалификации преподавателей русского языка в Республике Болгария»:

  • Разработать совместную программу повышения квалификации (не менее 48 часов с онлайн-обучением) на базе российского и болгарского вуза с выдачей двойного диплома, в соответствии с образовательными стандартами Российской Федерации и Болгарской республики;
  • Обеспечить систему мониторинга текущей ситуации и учёта предложений участников Форума в онлайн-режиме. 

VI. Для оптимальной реализации следующих тактических задач предлагается: 

  • «Повышение уровня компетентности слушателей в теоретических и методических аспектах современных образовательных технологий» через создание системы обмена сообщениями и новостями по вопросам теории и методики преподавания русского языка как иностранного в Болгарии. 
  • «Подготовка учителей русского языка как иностранного к активному использованию современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий», создание перечня программ и информационных ресурсов, разработки инструкций и видеокомментариев по их работе.  
  • «Научно-методическая поддержка профессиональной деятельности преподавателей-русистов» через предоставление доступа к ресурсам и публикациям, возможности самостоятельной работы. Выделение целевых грантов на подготовку публикаций и методических сборников в период времени между проведения Форумов.  
  • «Привлечение внимания учителей к лингводидактическим трудностям и влияниям интерференции, возникающей в работе в условиях болгарской языковой среды» с указанием примеров негативных и позитивных случаев. специфики, практики. Позволяющей максимально нивелировать негативные факторы и оптимально использовать позитивные материалы и примеры. 
  • «Создание условий для организации совместных творческих межстрановых групп для создания дидактических материалов, учитывающих национально-культурные особенности страны и основанных на последних достижениях методической мысли» через создание открытых списков проектных команд разработчиков, организации их общения с издателями. 
  • «Ознакомление учителей русского языка как иностранного с новинками учебной литературы и изданиями по использованию инновационных методов преподавания русского языка как иностранного» через создание целевого справочного информационного ресурса с режимом ежедневного обновления, предоставлением справочных данных и аннотаций публикаций.  
  • «Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и обучение их использованию в процессе обучения русскому языку как иностранному» с использованием современных информационных технологий и трансляции позитивных практик из одних образовательных организаций в другие.  

В сложившихся условиях дальнейшее проведение обучающих методических семинаров и педагогических Форумов для преподавателей русского языка как иностранного в Республике Болгария является чрезвычайно актуальным и востребованным: они позволяют обновить методическую базу преподавания русского языка, укрепить позиции сообществ преподавателей-русистов путем повышения их профессиональной квалификации в контексте продвижения инновационных лингводидактических технологий, компьютерного и сетевого обучения, с учетом национально-культурных особенностей страны.

Просмотров статьи:

65

Поделиться в социальных сетях: