Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

Великая Отечественная война: историческая память советского народа и основы героизма в постсоветском пространстве

Мы – единая нация, с единой историей, с единой исторической памятью, с общими взлётами и падениями

70 лет назад Великая Отечественная война закончилась победой Советской армии над немецко-фашистскими захватчиками. Народ ликовал, благодарил солдат, партизан, всех тех, кто её приближал. Никто в 1945 г. не мог предположить, что с 2014 г. братские народы – украинцы и русские – будут враждовать друг с другом. По обе стороны границы множество людей, которые понимают, что мы – один народ с общей памятью; и всё, что происходит сегодня, не оставляет никого равнодушным.

Читая новости, я и мои родители, понимаем, что подобные события несут только боль и переживания за своих родных, всех людей бывшего СССР, ибо у нас общая история. Так, мой дедушка по папиной линии – с Западной Украины, но имеет грузинские корни; бабушка – из республики Тыва. По маминой линии – дедушка и бабушка из Ивановской и Брянской областей. Можно смело сказать, что наша семья – яркий пример того, насколько были близки страны, как шло формирование такой общности как «советский народ».

В быту существует миф, что жители Западной Украины настроены антироссийски и дискриминируют русских людей. В 2010 и в 2012 годах я посетила г. Львов, который считается столицей западной части Украины. Находясь там, я не почувствовала негатива в свой адрес, возможно, потому что я ощущала себя как дома. Ведь можно сказать, что я на четверть украинка. Семья моего дедушки очень большая: четверо братьев и пять сестёр, – такое в 50-е гг. ХХ в. было обычным делом. В настоящее время восемь из них живут на Украине, мой дедушка – в России.

До Великой Отечественной войны все они жили в деревушке под названием «Нижня Яблунька». В 1941 г. началась война и вскоре Львовская область была завоевана немцами. Только в 1944 г. Красная армия смогла её освободить, отбросив противника. Тогда же прадедушку – Ивана – призвали на фронт. На тот момент ему было 30 лет, дома остались двое детей и жена. Прадедушка отправился на войну с двумя старшими братьями – Семёном и Степаном. Степан и Иван были призваны в 171-й стрелковый полк, а Семён погиб в результате обстрела немецкой авиации во время оформления в полк.

Степан и Иван участвовали в Будапештской операции в боях у озера Балатон. Во время сражений Иван получил тяжелое ранение с спину с левой стороны. Степан вытащил брата с поля боя и отнёс в госпиталь. Вскоре он вернулся в свой полк и двинулся в наступление. После этого два брата больше никогда не виделись – Степан погиб в Чехословакии, его могилу, к сожалению, мы так и не смогли найти.

Иван провел четыре месяца в госпиталях. Была проведена не одна операция – практически все осколки были извлечены. Но один всё-таки остался в лёгком, в двух миллиметрах от сердца. Врачи не хотели рисковать, ввиду отсутствия опытных людей и оборудования. Прадедушка был демобилизован в сентябре 1945 г.

Вернувшись с войны, первое, что сделал прадед – построил новый и просторный дом для семьи. После этого, казалось бы, в семье начался мир и процветание, потому что каждые два года на свет появлялся новый член семьи. Мой дедушка родился в 1952 году – он средний ребенок, самая младшая бабушка родилась в 1962.

Уже в 1960 году Ивану предлагали провести повторную операцию и вытащить оставшийся осколок, но прадедушка отказался, так как считал, что осколок – это напоминание о том, что он пережил и о чём ему не стоит забывать в трудные периоды жизни.

Однажды я спросила дедушку, почему он стал военным. Ответил кратко: «Потому что хотел стать таким же, как мой отец». Действительно, мечтать стать похожим на прадедушку – естественно, ведь он был настоящим героем.

Прадед совсем не говорил о войне. Дедушка вспоминал, что, пожалуй, его единственными словами было: «Живи мирно, пока есть возможность. Не вороши то зло, которое в прошлом». Сейчас понятие о героизме исказилось: каждый считает своим долгом поведать миру, как ему было тяжело, насколько всё было скверно. Я считаю, что настоящий герой не будет подвергать огласке то, что он увидел: тот ужас, который остался в прошлом, должен оставаться там.

В 2010 г. во время первого визита к родственникам мне представилась возможность побывать в доме, который построил прадед после возвращения с войны. Это очень просторный деревянный дом. Внутри сохранилось абсолютно всё: от белья на кроватях, до фотографий на стенах и кухонной утвари на печи. В углу стояла деревянная самодельная колыбель, в которой лежала одинокая кукла, передававшаяся «по наследству» от старшей сестры к младшей. На стенах было десять рамок, каждая рамка соответствовала определенному ребенку, в которой находилась хронология его жизни в фотографиях. Меня в рамке дедушки, конечно же не было, но я нашла фотографии моего папы и его брата. Наибольший интерес вызвал чердак. Мы нашли рушники, вышитые прабабушкой, корзинки, которые плёл прадедушка и сундук, в котором надеялись найти сокровище. Конечно сокровища там не оказалось, но мы нашли нечто более важное, чем золотой клад. В сундуке лежали документы, фотографии, письма, датированные 1944 годом. В этом проверенном временем сундуке хранилось то, о чем прадедушка молчал – тут были его воспоминания о войне. Трогательные письма прабабушке, от которых у дедушки и его братьев появились слезы на глазах, военный билет, его собственные записки из госпиталя и рисунки его детей. Рассматривали эти уникальные вещи и нам казалось, что прадедушка стоит рядом и сам рассказывает о каждой вещи.

Подобная память ценна не только для дедушки, его братьев и сестёр, но и для меня. Передо мной предстал настоящий герой, который рискуя своей жизнью защищал свой народ, Родину, Отчизну, детей. Я знаю, что он думал об их будущем, о внуках. Так хочется ему сказать: «Спасибо!» и крепко обнять. Мы – один народ с общей памятью. Нельзя разделить эти понятия надвое и сказать, что так и было.

В наши дни, пытаясь найти какие-то крупицы, которые помогли бы воедино собрать картину прошлого, мы стараемся связаться с родственниками в Чехословакии, Польше, на Украине, дабы память о наших героях не исчезла бесследно. Мы не можем бросить своих дедов только потому, что вдруг все вокруг стали говорить о том, что наши народы абсолютно разные? Разве можно взять и сказать, что это ваше, а это – наше? Неужели можно так разрушать то, что было отвоевано огромными потерями и упорством?

Историческая память навсегда останется в наших сердцах и головах, несмотря на переписанные учебники, искажённые факты. Правда всегда останется с нами, если мы не будем забывать героев, помнить наших дедов-спасителей, тех, кто шёл вперед, несмотря на боль и страх. Главное помнить: неважно украинец ты, россиянин или белорус –все мы братья; без одних не было бы остальных. Мы – единая нация, с единой историей, с единой исторической памятью, с общими взлётами и падениями.

Я помню наших героев, также их помнит и украинская молодёжь. Память имеет значение не только для меня, но и для них. Мой младший брат, который недавно пошел в школу во Львове, сказал: «Дедушка, приезжай, привози сестру и брата, мы так по вас скучаем!». Несмотря на то, что творится вокруг, что говорят по телевизору или пишут в газетах, сердца людей знают правду. Брат прекрасно понимает, что мы – всё те же, также любим и ценим друг друга и никогда не будем считать, что мы – враги. Он знает, что ничто не заставит меня отвернуться от него а его – от меня.

В данной ситуации родственникам по обе стороны границы тяжелее всего. Я очень надеюсь, что это ужасное болезненное деление – временное. Не хочу в будущем рассказывать своим детям о том, что когда-то россияне и украинцы были братскими народами. Верю, что мы – единая нация и выдержим этот нелёгкий момент, благодаря нашей взаимной любви и поддержке. Не такое выдерживали!

Просмотров статьи:

2083

Автор статьи:

Саман Евгения Евгеньевна Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

Поделиться в социальных сетях: