Институт Национальной Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

 

Институт
Национальной
Памяти

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ржев, Саранск, Ижевск

Современный герой: кто он? (по материалам анкетирования студентов ННГАСУ в 2015-2016 гг.)

Патриотическое воспитание – необходимый аспект современного среднего и высшего образований. В названных системах образования истории традиционно отводится важная роль, т.к. именно она должна разъяснять молодежи место и роль России в мировых политических процессах. В настоящее время происходят изменения преподавания истории в вузе: сокращается контактная, но увеличивается самостоятельная работа студентов при изучении курса. Задача преподавателя в данных условиях – больше внимания уделять изложению истории СССР второй половины ХХ в., которая изучается в школе довольно поверхностно. Новейшая российская история конца ХХ - начала ХХI вв. также важна для осмысления современных мировых геополитических процессов.

Кафедра отечественной истории и культуры в 2015-2016 гг. провела письменный опрос студентов-первокурсников ННГАСУ, цель которого – выявить уровень знаний о событиях 1993-2010 гг. Полученные данные позволили определить, как строить вузовский курс в соответствии с вышеуказанными образовательными тенденциями.

Проведенный анализ ответов выявил достаточную степень осведомленности о событиях, связанных с внешней и внутренней политикой России начала XXI в. Это война в Чечне, грузино-осетинский конфликт 2008 года; террористические акты на спектакле «Норд-Ост» в Москве, в школе города Беслан, в г. Волгоград, в аэропорту Домодедово и другие.

Вместе с тем, отсутствует системное знание о политическом и социально-экономическом развитии страны в 1993-2000 гг., о котором имеются лишь крайне обрывочные сведения. Из высказываний студентов: «До 2000 г. страна и экономика были лакомым кусочком для США и многих европейских государств». События, с которыми они связывают положительные изменения в России - приход к власти В. В. Путина в 2000 году. Суждения первокурсников: «Президент – человек дела. Он не говорит пустых слов, грамотно и достойно представляет Россию на политической арене. Он защищает интересы страны». Они считают, что благодаря его действиям сохранилось единство страны, укрепились государственные институты, происходит возрождение национальной гордости.

Оценивая первое десятилетие XXI в., студенты косвенным образом высказываются о современных проблемах государства: «По сравнению с 2010 г. стало хуже», «Президент старается вытащить страну, но лишь его усилиями не помочь. Нужно самим разобраться внутри страны». Сообщают о волнующих вопросах, перечень которых разнообразен: нестабильность окружающего мира, сырьевая экономика России, недостаточное использование новейших технологий, недоброжелательная политика стран Запада, угрожающая безопасности страны и пр. В обществе существует атмосфера раздраженности, происходит разрушение системы среднего и высшего образования, засоряется русский язык. В кругу молодежи отсутствуют нравственные ценности, от реальности она уходит в Интернет, который навязывает стереотипы поведения, посторонние мнения и пр.

Вместе с тем в ответах студентов содержится социальный оптимизм: «Жизнь сильно изменилась, но русский народ не меняется. … Идет возрождение нашего народа, мы начинаем обращаться к истории и извлекать из неё уроки. Спустя время все изменится для России, она окончательно воспрянет духом. Я в это очень верю».

Проведенный анализ ответов позволяет сделать следующие выводы. Первокурсники лишь в самой общей степени осведомлены о переходном десятилетии российской истории 1990-начала 2000-х годов. Это тот период, который особенно значим для понимания многих реалий сегодняшнего дня. Возможно, благодаря СМИ, семейно-бытовым разговорам, электронным ресурсам студенты информированы о современной внутренней и внешней политике государства. Соответственно в изложении вузовского курса необходимо предусмотреть подробное изучение данных периодов истории. Это подтверждается суждениями самих студентов: «Мое восприятие современной исторической действительности очень смутное. Поэтому я бы хотела, чтобы в вузе больше времени уделяли политике современной России».

Изучение ответов также показало, что многие первокурсники в настоящее время формируют собственную гражданскую позицию. Подтверждение этого - стремления их к объективной оценке современной российской действительности.

Наряду с изучением истории страны, несомненная часть патриотического воспитания - популяризация примеров служения Родине. Основа этого – героизм солдат Великой Отечественной войны. Очень важно пропагандировать, пояснять суть аналогичных поступков современников, т.к. они более близки молодежи по времени и совершены людьми, которые жили в той же действительности, что и они. Для определения данной позиции студентам при анкетировании был задан дополнительный вопрос: «Герой в современной России: кто он?» Анализ ответов позволил получить представление о том, кого и почему первокурсники считают героями.

Во-первых, как это следует из ответов, это те, кто защищал страну с оружием в руках или отстаивает её интересы в мире. Среди них: ветераны Великой Отечественной, афганской, чеченской войн, добровольцы, сражающиеся на Донбассе. Это государственные деятели – В. В. Путин, С. В. Лавров, С. К. Шойгу: – «профессионалы в решении современных политических вопросов»; военные специалисты– спасатели МЧС, бойцы ВДВ.

Во-вторых, граждане России, чей поступок связан как с выполнением профессиональных обязанностей, так и с нравственным долгом в отношении общества; подвиг которых подробно освещался СМИ. Это: сержант С. А. Солнечников (1980-2012), закрывший собственным телом неразорвавшуюся гранату и таким образом спасший вверенных ему солдат; журналисты И. Корнелюк, А. Волошин, погибшие на Донбассе в 2014 г.; крановщица Т. Пастухова, спасшая строителей от пожара в 2015 г.

В-третьих, это люди, которые сегодня активно работают на благо страны, двигают её вперед пусть и не в лучших социальных условиях. К ним студенты отнесли ученых, сохраняющих российскую науку, врача Л. Рошаль, развивающего детскую медицину, многодетных матерей, воспитывающих собственных или приемных детей.

Вышеизложенное позволяет заключить, что патриотическое воспитание в современных условиях должно в обязательном порядке опираться на изучение новейшей истории России, осмысление деятельности видных современников, примеров героизма при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Просмотров статьи:

153

Автор статьи:

Т. А. Абракова «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

Поделиться в социальных сетях: