Исторический потенциал символов и знаков в политической культуре и национальной памяти
От редакции:
Специальные исторические дисциплины: геральдика, сфрагистика, нумизматика, генеалогия, старая и современная символика: теория их развития, конкретное исследование, публикация редких и малоизвестных письменно-графических памятников стали вехами многолетних и многотрудных исследований доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН, члена Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, члена-корреспондента Международной славянской академии Надежды Александровны Соболевой. Надежда Александровна является автором более 500 научных трудов, из них 25- это монографические исследования.
Далее воспроизводится текст статьи Н.А. Соболевой по истории Российского государственного флага, опубликованной на страницах одного из авторитетных краеведческих журналов России - журнала «Тверская старина», 2022, №43 (главный редактор журнала - Т.К. Пушай).
В августе 2019 г. наша страна отпраздновала 350-летие Российского государственного флага. Бело-сине-красное полотнище как государственная святыня появилось в качестве символа нового государства – Российской Федерации в 1991 г. В апреле 1991 г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила идею использования триколора как символа новой России. В том же году Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила Днем Государственного флага Российской Федерации считать 22 августа. Триколор был поднят над зданием Правительства России. А зимним вечером 25 декабря 1991 г. в 19 часов 30 минут «над Кремлем дрогнул и поплыл вниз, освещаемый лучами прожекторов, красный Государственный флаг СССР, скрылся, и на смену ему на флагштоке стал подниматься бело-сине-красный Государственный флаг России. Советский Союз перестал существовать. Россия осталась, превратившись из союзной республики в самостоятельное государство»[i].
День Государственного флага России утвержден Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельциным в 1994 г. – «О дне Государственного флага Российской Федерации». В преамбуле следующими словами подчеркивается историческая значимость флага: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 г. исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам…»[ii]. Флаг, о котором идет речь в Указе, бесспорно, исторический. Однако был ли он государственным, т.е. официально зафиксированным в подобном статусе? По ряду причин это было сделано позднее, ибо в течение семи лет (со времени упразднения в 1993 г. Конституции Советского государства) флаг как государственный атрибут не был утвержден федеральным законом, как полагается по Конституции.
Не один раз развертывались в Государственной Думе дискуссии по этому вопросу, вносились законопроекты, но собрать необходимые 300 голосов никак не удавалось. Кризис был преодолен по инициативе Президента страны В.В. Путина. По его распоряжению осенью 2000 г. была создана специальная комиссия по государственной символике. Изучив общественные настроения, а также сложившуюся ситуацию – Российская Федерация как государство не имела официальных государственных символов уже несколько лет – Комиссия представила свои соображения Президенту России. Предлагалось внести в Государственную Думу законопроекты об утверждении в качестве государственных эмблем: бело-сине-красного флага, герба – двуглавого орла, гимна – на музыку советского композитора А.В. Александрова с новым текстом С.В. Михалкова.
Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г. 20 декабря закон был одобрен Советом Федерации, а 25 декабря подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Закон установил описание Государственного флага и порядок его официального использования. В статье 1 говорится: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Этот флаг должен быть постоянно поднят над зданиями Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы, Правительства, Конституционного суда и другими учреждениями, олицетворяющими государственную власть, в том числе – на зданиях дипломатических представительств, судах Российской Федерации и в воинских частях.
На улицах Москвы и других городов России нередко появляются бело-сине-красные флажки с изображением в центре полотнища государственного герба Российской Федерации – двуглавого орла. В таком варианте фиксируется не государственный флаг, а штандарт – личный флаг Президента страны. Он был утвержден в конце 1993 г. Президентский штандарт поднимается над резиденцией Президента тогда, когда он находится там. Личным флагом Президента украшаются также его транспортные средства[iii]. Об этом, к сожалению, мало знают граждане нашего государства и размахивают флажками – президентскими штандартами на улицах Москвы, даже тогда, когда Президент находится не только в столице, но и в других странах.
Отсутствие в Российском государстве в течение десятилетия (90-е годы) официальной государственной символики (флага, герба, гимна) негативно сказывалось прежде всего на мироощущении жителей страны, как бы потерявших вместе с привычными советскими символами и ощущение государственности. Поэтому законодательные действия Президента Российской Федерации по воссозданию государственной символики России (по знаковым вариантам которой высказывалось много предложений в обществе) являются исключительно обоснованными. Они, кстати, вызвали одобрение не только граждан нашей страны, но и за рубежом. Так, в известном немецком издании – журнале «Восточная Европа» (Osteuropa) были опубликованы статьи, посвященные новой символике стран, обретших «широкую демократию» (Massendemokratie) в 1989–1993 гг. Некоторые из этих европейских стран вернулись к прежней («недемократической») символике, а часть «изобрели» новую. Один из авторов издания Пол Колстё (Päl Kolstó) в очерке «Российская Федерация: постмодернистский компромисс Путина» утверждает, что не только в новых государствах, но и в реструктурированных может возникнуть глубокий кризис в отношении политических символов. Однако Россия может служить примером выхода из тупиковой ситуации, касающейся государственной символики. Пол Колстё считает, что преодолел кризис Путин, осуществив постмодернистский компромисс, примирив политических противников. В декабре 2000 г. В.В. Путин выступил с предложением, которое объединяло инновацию и традицию. Он соединил символы, те что предпочитали ориентированные на Запад демократы, с одной стороны, монархисты, которым покровительствовали националисты-славянофилы – с другой, с некоторыми знаками из советского времени, от которых не хотели отказаться коммунисты. В этом норвежский автор видит огромную заслугу В.В. Путина в плане выстраивания государственной символики, что переносится, как он считает и на саму государственность[iv].
Следует пояснить, что Пол Колстё (и некоторые другие иностранные авторы) относятся к бело-сине-красному флагу как к «прозападному» на том основании, что в отечественной дореволюционной литературе существовало мнение о заимствовании Россией морского бело-сине-красного флага из Голландии, т.к. именно голландцы строили корабль «Орел», впервые «украшенный» подобным флагом. Как-то забываются ранние рисунки Петра Великого, на которым царь рисовал российский флаг с обозначением бело-сине-красных горизонтальных полос, воспринимавшийся потомками как российский (петровский) стяг. Что касается голландского флага, то современные историки утвердились во мнении, что первоначально верхняя полоса голландского флага была оранжевой, что связывается с титулом «флага принца» Вильгельма Оранского (1533–1584), носившего синий камзол с оранжевой оторочкой и белыми пуговицами. Замена на флаге оранжевого цвета на красный, по мнению историков, имела практическое значение: оранжевый цвет на морских флагах быстрее выгорает, чем красный. Когда произошла эта замена? Досконально неизвестно. Партия оранжистов, поддерживающих принцев Оранских, существует до сих пор. Исследователи утверждают, что до 1800 года порядок и количество цветов на флаге Нидерландов (теперешнее официальное наименование Голландии) постоянно менялось вплоть до 1937 г., когда государственный флаг этой страны был утвержден официально, причем верхняя красная полоса на флаге означает «первую в мире буржуазную революцию и стремление жителей страны к свободе»[v].
Вряд ли участники Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР в августе 1991 г., выбиравшие бело-сине-красное полотнище в качестве Государственного символа нашей страны, были втянуты в споры о том, заимствовала ли Россия в конце ХVII в. флаг для корабля «Орел» у Голландии или нет. Они, скорее всего, руководствовались необходимостью изменить флаг Советского Союза. Их вдохновляли прежде всего демократические выступления российских граждан конца 80-х гг. ХХ в. Г.В. Вилинбахов пишет: «Уже в октябре 1988 г. бело-сине-красный флаг стал появляться на митингах и демонстрациях демократических движений – клуба “Перестройка”, “Демократического союза” и др. В тогдашнем Ленинграде впервые это произошло… на митинге, который на стадионе “Локомотив” 7 октября 1988 г. … 12 марта 1989 г. … “Демократический союз” организовал митинги в Ленинграде у Казанского собора и в Москве на площади Маяковского». И далее: «Бело-сине-красный флаг прочно закрепился за демократическими объединениями в тогдашнем Ленинграде… В Ленинграде была создана группа “Русское знамя”. Одним из направлений работы этой группы была пропаганда идеи восстановления бело-сине-красного флага в качестве Государственного флага России»[vi]. Кстати, под таким же названием выпускала журнал после революции 1905 г. монархическая партия Союз правых сил).
В Москве, как мне помнится, протестные движения населения в это время сопровождал государственный красный флаг СССР. Однако не лишне вспомнить, как в начале 1990-х гг. у Олимпийского комплекса рядом с Проспектом Мира стояли наспех сколоченные протестующими голодными шахтерами деревянные столы, куда москвичи приносили сигареты, чай, пачки выданных по талонам круп, складывая их на столах, над которыми развевался бело-сине-красный флаг.
После официального утверждения государственной символики Российской Федерации в 2000 г. бело-сине-красный флаг все прочнее закрепляется в головах граждан нашей страны как символ новой России. Этому способствовало в немалой степени его визуальная пропаганда в виде прежде всего выноса во время парадов на главное историческое место нашей страны – Красную площадь основной государственной регалии. Как пишет знаменитый современный французский специалист в области символики Мишель Пастуро, государственный флаг является важнейшей частью национально-государственного церемониала. «Флаг – это официальный символ и обращаться с ним как попало, не позволено законом. Флаги поднимают не только во время национальных праздников, военных или государственных церемоний. Этого требуют и множество других обстоятельств, как внешних, так и внутренних»[vii].
Действительно, ведь не только во время парадов и демонстраций, знакомых каждому гражданину Российской Федерации, но и по изображениям на экранах телевизоров можно видеть бело-сине-красные эмблемы и прежде всего флаг, представляющие нашу страну, буквально по всему миру, о чем свидетельствует военная техника с бело-сине-красными эмблемами и такими же флагами, мчащаяся по пустыням Ближнего Востока, военные корабли на морях и океанах всего мира, российские самолеты, приземляющиеся в аэропортах различных мировых держав и т.д. Особенно впечатляют многометровые бело-сине-красные полотнища, которые несут по улицам наших городов сотни людей в день празднования государственного флага. Недавно в прессе сообщалось о построении в Антарктиде самого большого по размерам бело-сине-красного флага России, площадь которого составила 1,4 тысячи квадратных метров. Акция в Антарктиде попала в книгу рекордов России.
Пожалуй, самым впечатляющим за последние годы в отношении демонстрации бело-сине-красного флага как символа Российской Федерации является буквально «покрытие» всей территории Крыма весной 2014 г. бело-сине-красными полотнищами. Флаги выражали волю крымчан присоединиться как и прежде к России. Все эти явления свидетельствуют, что главный символ страны «состоялся» не только законодательно, но и в сознании граждан нашей страны – России.
Следует отметить, что это произошло в течение довольно длительного срока – 20 лет и не вдруг. Противостояние новому флагу наблюдалось в течение нескольких лет (Пастуро пишет, что «смена флага является для страны очень серьезным символическим актом и поэтому происходит так редко»[viii]).
Долгое время бело-сине-красное полотнище не воспринималось как государственный флаг прежде всего людьми старшего поколения, фронтовиками. Особенно «невосприятие» проявлялось во время парадов и демонстраций, когда новый государственный флаг торжественно возглавлял военную парадную колонну. Идя навстречу этой категории граждан России, правительство учредило новую государственную реликвию в виде Знамени Победы. 15 апреля 1996 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ «О Знамении Победы», в котором говорится: «В дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы (победные дни) России, при проведении воинских ритуалов, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, – Знамя Победы используется наряду с Государственным флагом Российской Федерации». В течение нескольких лет дискутировался вопрос об эмблематике Знамени Победы. После существенных смысловых поправок Федеральный закон «О Знамении Победы» был принят Государственной Думой 25 апреля, одобрен Советом Федерации 4 мая и подписан Президентом Российской Федерации в канун празднования Дня Победы 7 мая 2007 г. Знаменем Победы говорится в законе «является штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании рейхстага в городе Берлине». Его статус определен как официального символа Победы советского народа и его вооруженных сил в войне с фашистской Германией 1941–1945 годов. Это государственная реликвия России[ix].
Таким образом, в Российской Федерации законодательно установлены четыре государственных символа: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и Знамя Победы, которое выносится вместе с Государственным флагом в дни знаменательных событий на Красную площадь столицы.
Подлинник Знамени Победы находится в настоящее время по решению Президента Российской Федерации на вечном хранении в Центральном музее Вооруженных сил[x].
Как пишет упомянутый выше историк-медиевист вице-президент Французского общества геральдики, стоящий у истоков относительно новой научной дисциплины – символической истории, по сравнению с геральдикой вексиллология (Наука о флагах) еще недостаточно разработана[xi]. Он сам, выпустив четыре прекрасных книги о цветах (в том числе – и о цветовой гамме флагов различных стран) – синем, красном, зеленом, черном, в своей обобщающей книге о символике Европы в средние века и Новое время, сожалеет, что не может охватить вексиллологический материал («недоизученный объект истории», по его терминологии) всех стран мира. Кстати, о России он пишет только в связи с революционным красным флагом и флагом Советского Союза[xii]. В то же время он дает «четкие установки» по поводу становления государственных флагов в разных странах, подчеркивая, что в большинстве случаев они имели основой морские флаги, объясняет, как во многих случаях следует толковать цветовую гамму флагов[xiii], подчеркивает существующую разницу в растолковании государственных и национальных флагов, объясняя обстоятельства становления тех и других в различных странах, и т.д. В то же время М. Пастуро объясняет, что с семантикой возникновения флагов некоторых стран он незнаком, отсылая читателя к трудам немецких исследователей флагов и прежде всего к знаменитым работам О. Нойбекера[xiv].
М. Пастуро на страницах указанных книг затрагивает очень важную для отечественных вексиллологических исследователей тему становления в России государственного флага (не касаясь, к сожалению, его истории непосредственно). Неоднократно подчеркивая, что «страны без флага быть не может», М. Пастуро утверждает, что «каждый флаг может быть развернут в дискурс и в каждый могут быть вчитаны смыслы: флаг сам создает свою собственную мифологию»[xv]. Особенно, по его мнению, могут быть «аргументированы» флаги, возникшие в средневековье. К ним относится возникший в ХIII в. датский флаг. Это один из самых ранних дошедших до нашего времени европейских флагов. Историки используют такую позднюю легенду о его происхождении: в 1219 г. (по другой версии – в 1208 г.) датские рыцари-крестоносцы двинулись походом в земли прибалтийских эстов (язычников) для обращения их в христианство. В кровопролитной битве датчанам удалось победить при помощи посланного им свыше знамени, красное полотнище которого рассекал прямой белый крест – символ христианства. В литературе этот флаг называется «Даннеброг». Как считают историки, это наименование происходит от фризийских слов «дан», т.е. «красный» и «брог» – «крашенное полотно». Есть и другие версии происхождения одного из старейших европейских стягов. Полагают, что государственным флагом «Даннеброг» считается с ХV–XVI вв.[xvi]
Одним из средневековых флагов, получившим жизнь в современном обществе Пастуро считает флаг современной Польши, которая «без тени сомнения вернула себе геральдические цвета древней польской монархии (родовые цвета польской династии Пястов белый и красный, которые издавна были неотъемлемыми национальными цветами»[xvii]. Законодательно в качестве государственного он закреплен в 1918 г.
Примерно с ХV в. – со времени освоения морских путей и открытия новых земель европейцами – корабли разных стран начали тщательно оснащаться флагами. На мачтах, бушпритах, кормовых флагштоках суда несли самые разнообразные флаги и вымпелы. Большинство флагов указывало на принадлежность корабля к той или иной стране, некоторые на город-порт, к которому был приписан корабль, некоторые – на торговую компанию, владелицу корабля. В начале ХVI в. известный датский флаг уже официально украшал корабли этой страны. Он является и одним из первых государственных флагов.
К ХVII в. относится появление (в первом варианте) флага Великобритании – «флага королевских цветов», или «объединенного флага короля Иакова» (сокращенно «Юнион Джек» – «Объединенный Джек»). Он изменялся в зависимости от изменения составных частей Великобритании как королевства, пока, наконец, в начале ХIX в. не был утвержден современный «Юнион Джек» – флаг, представляющий комбинацию крестов трех святых – покровителей Англии: святого Георгия (красный прямой крест в белом поле), покровителя Шотландии святого Андрея (белый косой крест на голубом поле), святого Патрика, покровителя Ирландии (косой красный крест на белом поле). Интересен тот факт, что законодательно флаг никто не принимал[xviii].
Среди бороздивших в ХVII в. Балтийское и Северное моря судов, украшенных флагами всех цветов, торговых городов, Гамбурга, Бремена, прибалтийских стран – Швеции, Дании, выделяются суда Англии и Голландии[xix]. Так же, как и флаг Дании, исторический голландский флаг является одним из первых государственных флагов, оставаясь красно-бело-синим.
В Российском государстве познакомились с флагами некоторых из названных стран тогда же, когда плавающие под ними суда начали прибывать с товарами в Россию. Англичан, появившихся в России при Иване Грозном, привлекала прежде всего торговля через Россию с Персией – восточная торговля. Они приезжали в Москву, а оттуда реками Москвой, Окой и Волгой в Астрахань и дальше Каспийским морем – вплоть до Индии. В ХVII в. конкурентами англичан выступили голландцы, хотя англичане отчаянно сопротивлялись конкурентам, построив, как говорится в источниках, специальную барку для плавания по Волге. О чьем-либо флаге на этой барке ничего не говорится. Как считается, первый голландский корабль приплыл к Лапландскому берегу в 1564 г. Голландцев, как и англичан, привлекала не только выгодная торговля с Россией, но и поиски пути через Россию в Индию и Китай, к несметным богатствам Востока. Доскональное изучение торговых связей с крупными западными державами еще предстоит, во многом этому поможет только что вышедший из печати библиографический указатель «Западноевропейские авторы ХV–XVII вв. о России». М., 2018. Во всяком случае, можно надеяться получить новые данные о международных связях Алексея Михайловича, выстраивании им государственной символики при взаимодействии с западноевропейской, создавая новую дипломатическую атрибутику, «геральдизировать» ряд существовавших до этого эмблем, например, создание Титулярника – официального гербовника, который «состроили» мастера Посольского и Оружейного приказов в 1672 г. Он создает новые государственные печати и знамена по типу иностранных, привлекая к работе западноевропейских мастеров, по его распоряжению изготавливают целую серию знамен, некоторые со светскими эмблемами, отличными от ранее существовавших в Российском государстве. «Пригретые» царем при дворе иностранцы, в частности, Симеон Полоцкий помогли ему «состроить» «герб державы великого государя»[xx]. Действия Алексея Михайловича по изменению ранее существовавшей в Российском государстве символики будут проанализированы в специальном исследовании, включенном в готовившуюся в Институте российской истории РАН 20-томную Историю Российского государства.
Однако тематика статьи требует, может быть, и недостаточно полных данных о действиях царя Алексея Михайловича по абсолютно новому для него делу созданию по типу знакомых ему иностранных судов, прежде всего голландских, корабля для дальнего плавания, увенчанного флагом, которому суждено через несколько столетий стать государственным символом Российской Федерации. Обстоятельства постройки корабля под названием «Орел» теперь хорошо известны: по ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через Россию последняя должна была построить суда, чтобы осуществить их охрану. В результате с русской стороны должен быть построен корабль, впоследствии названный «Орел», яхта, бот и две шлюпки. Документы, публикуемые в настоящем издании, освещают действия многих людей – русских и иностранцев, привлеченных к осуществлению грандиозного проекта Алексея Михайловича. Их строительство началось в 1667 г. в Дворцовом селе Дединово на реке Оке. Руководил строительством и получил должность капитана голландец Д. Бутлер. Все необходимые припасы были выписаны из Голландии. Бутлер составил «требовательную ведомость», где указал все предметы, необходимые для строительства корабля. Среди них – материалы для корабельных флагов – «морских знамен для воинского хода потребных». «А цветами, – писал Бутлер, – как великий государь укажет, но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя». Это очень важное замечание для дальнейшей судьбы флага не являлось случайным. О том, какой флаг (флаг страны, исключаю понятие «государственный») не знал не только Бутлер (знакомый, вероятно, с флагами, украшавшими суда, плавающие по морям и рекам), (он сам писал, что «хаживал на море и был начальным человеком и ход морской ему за обычай»), но и царь Алексей Михайлович. Иначе он предложил бы оснастить корабль «Орел» государственным символом в виде флага определенной формы и цветов.
По запросу Бутлера ему было выдано из Сибирского приказа «из меновных товаров 310 аршин киндяков (вид окрашенной хлопчатобумажной ткани), да 150 аршин тафть черчатых (красных), белых, лазоревых к карабельному делу на знамена и на яловчики» (вымпелы).
Если бы сохранился корабль с флагом или хотя бы флаг корабля с описанием, можно было бы с уверенностью говорить, что это и есть отправной момент сегодняшнего государственного флага Российской Федерации. Но флаг не сохранился, как и сам корабль «Орел», который не нашел себе применения и сгнил с флагом или без него, как определили сегодняшние астраханские ученые (см. статью в данном сборнике). Ничего не сообщают о флаге «Орла» и очевидны событий, с воспоминаниями которых о судьбе «Орла» и команды корабля можно познакомиться в недавно (заново) опубликованной книге голландца Я.Я. Стрейса «Три путешествия» (Рязань, 2006).
До сегодняшнего дня среди исследователей российских флагов ведутся споры: полосным или крестовым был флаг на первом русском корабле. Многие считают, что традиция использования крестов на русских военных знаменах позволяет предположить: флаг «Орла» представлял собой полотнище с синим прямым крестом и двумя белыми и двумя красными четвертями, расположенными в шахматном порядке[xxi]. За основу берется изображение на гравюре А. Шхонебека «Взятие Азова». Однако Шхонебек, побывавший в России в 1696 – начале 1697 г. находился в Москве, а не в Азове, о чем сообщает исследовательница гравюр петровского времени М.А. Алексеева[xxii]. Поэтому, как она предполагает, изображения на гравюре, изображающей флаги Азова, вряд ли следует считать абсолютно достоверными. Она полагает, что первый эстамп «Осада Азова в 1696 г.» Шхонебек сделал в 1699–1700 гг.
Однако большая часть исследователей считает, что изначально флаг корабля «Орел» был полосным[xxiii]. Например, С. Елагин, публикуя Описные книги морских судов, «во время Азова» в 1698–1699 гг. несколько раз упоминает бело-сине-красные цвета судовых флагов: «знамя, которое к морскому пути надобно: бело-сине-красное»; «принято на корабль гарусу на знамена белого.. лазоревого… красного…» и т.д. Ф. Веселаго считает, что флаг «Орла» состоял из трех горизонтальных полос в подражание голландскому…[xxiv]
Иначе и быть не могло: корабль строили голландцы, которым вряд ли пришлось в спешке построения «Орла» что-то придумывать, и находить параллели со стрелецкими русскими знаменами… Они, по всей видимости, выбрали простейший вариант – подражание знакомому им собственному флагу. Однако полностью скопировать его они не могли, т.к. не имели права – корабль был не Голландии, а другой страны. Поэтому им пришлось поменять порядок полос, и этим отличить корабль другого государства.
М. Пастуро пишет, что в Средние века и в начале Нового времени существовали изобразительные источники, по которым нам знакомы знамена и флаги. «Часто они имеют отношение к войне и еще чаще – к мореплаванию: это морские навигационные карты, географические карты, глобусы, путеводители для купцов и путешественников, гербовники…»[xxv] В ХVII в. известен большой альбом флагов разных стран М. Алярда. Он был настолько важен создателю многочисленных флагов Петру I, что царь приказал его перевести на русский язык в самом начале ХVIII в.[xxvi]
Царь-реформатор Петр Алексеевич, увлеченный морским делом, созданием кораблей, переоснащением русской армии, впервые увидел море и иностранные корабли – английские, немецкие, голландские в 1693 г. в Архангельске, где он плавал по Двине на своем «струге» со всем корабельным оснащением в том числе и с флагом. Он оставил и «струг» и флаг архангельскому архиепископу Афанасию. Флаг хранился в Архангельске 200 с лишним лет и лишь в начале ХХ века был привезен в Петербург капитан-лейтенантом большим знатоком флагов П.И. Белавенцем и помещен в Морской музей. Полотнище флага состояло из трех полос – белой, синей, красной. Полотнище украшает в центре «желтый» (золотой) двуглавый орел, на груди которого располагался Святой Георгий Победоносец. Флаг изготовлен в соответствии с изобразительными нормами иностранных корабельных флагов, которые Петр I увидел в Архангельске: это были яркие многокрасочные стяги с разноцветными полосами или цветными крестами… Причем полосы на полотнищах располагались в различном наборе, отличая флаг одной страны или компании от другой. Сохранившиеся в архивах наброски флагов, которые рисовал Петр I, свидетельствуют о его увлеченности не только строительством судов, но и оснащением их флагами. В 1699 г. появился прекрасный русский орден Андрея Первозванного. До сих пор известен военно-морской флаг (белое полотнище с синим косым крестом) с характерным для этого святого формой креста. Петр I особо почитал и святого Андрея Первозванного и флаг его имени.
Во второй свой приезд в Архангельск Петр I получил заказанный в Голландии 44-пушечный фрегат. Бургомистр Амстердама Витсен постарался, чтобы корабль особенно понравился русскому царю. Когда судно встало на якорь в Архангельске, на корме его развевался огромный красно-бело-синий флаг Голландии. Петр восхищался кораблем, каждой его деталью, немедленно решил, что флаг его флота должен быть похож на этот. Поэтому, как пишет Роберт Масси, он взял за образец голландский флаг: три широкие горизонтальные полосы – сверху красная, посредине белая, внизу синяя, однако, поменял их местами. На русском флаге белый цвет оказался вверху, под ним синий и красный[xxvii]. Подобный флаг (бело-сине-красный) украшает построенный Петром I после поездки в Голландию на вервях в Воронеже 60-пушечный корабль «Предестинация» («Предвидение»). В 1700 г. корабль был спущен на воду, удивляя современников не только всевозможными внутренними украшениями, но и огромными полосными бело-сине-красными флагами[xxviii]. Этот корабль неоднократно изображался на гравюрах, в частности, известного Шхонебека, который был послан в 1700 г. в Воронеж и воочию увидел корабль и флаги на нем – бело-сине-красные[xxix].
И «полосный» российский триколор и андреевский флаг и другие флаги, которые сохранились в архивных рисунках Петра I, «участвовали» в Северной войне 1700—1721 гг. Однако и триколор – трехполосный флаг и «стандарт во образе креста святого Андрея» были «потребны для морского хода», но не претендовали на статус государственного, что и сам Петр не имел в виду при их составлении. Хотя можно предположить, что именно составленные царем флаги и использованные им не только в морских сражениях, но и в сухопутных, воспринимались за рубежами Европы как принадлежавшие исключительно России или Московии. Так, по крайней мере, они трактуются в изданном в 1705 г. в Амстердаме справочнике о флагах К. Алярда.
После окончания Северной войны и заключения победного Ништадтского мира в 1721 г. Петру I был поднесен титул Великого, Отца Отечества и императора Всероссийского. В соответствии с новой титулатурой началось оформление новой властной атрибутики. По-видимому, проекты предусматривали создание государственного знамени, но в связи с болезнью, а затем с кончиной первого российского императора, многие планы не осуществились.
Во всяком случае, ни о каком государственном флаге не упоминается в Описании коронации супруги Петра I Екатерины Алексеевны. Она произошла 7 мая 1724 г. в Успенском соборе в Москве. Менее чем через год новый церемониал, но уже погребальный, был применен при похоронах Петра Великого. Самым первым из знамен траурного церемониала было названо «военное знамя красное с красною же бахромою». Известно, что в 1721 г. Петру I было поднесено почетное звание «адмирала от красного флага», которым он очень гордился[xxx].
После смерти Петра I вопрос о государственном флаге не вставал. Известно лишь, что при коронации императриц в ХVIII в. создавались каждый раз особые знамена с преобладанием черных (по двуглавому орлу) цветов и золотых (желтых). И.П. Голованова называет их «государственными»[xxxi]. Однако после коронации это «государственное» знамя пряталось в Оружейной палате.
М. Пастуро считает, что государственные флаги начали появляться в странах Европы и, по крайней мере, в Америке только в конце ХVIII–XIX вв. Так, во Франции трехцветный флаг (сине-бело-красный) появляется во время Великой Французской революции в 90-е гг. ХVIII в. Полосы идут вертикально от древка, что отличает его от флагов других стран с такими же цветными полосами, но горизонтальными. Официальное объяснение символики французского государственного флага следующее: красно-синим геральдическим цветам Парижа добавлен белый (монархический) цвет в качестве компромисса с королем. Автором такого флага был генерал М. Лафайет, возглавлявший Национальную гвардию[xxxii]. Триколор у французов – это «Свобода, Равенство, Братство». (Следует отметить, что цветовое расположение полос изменялось).
Еще один пример Государственного флага с аналогичными цветами – флаг Соединенных штатов Америки. Описание его и смысл трактовки провел известный православный и общественный деятель В.Р. Легойда. Трактовка цветов флага приписывается Джорджу Вашингтону, который заявил: «Мы взяли звезды с Небес: красный цвет означал страну, откуда мы приплыли, белые полосы на красном – это символ того, что мы отсоединились от нее, а полосы будут символизировать свободу для будущих поколений». Тогда же одним из сторонников этой идеи были написаны знаменитые слова: «Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он представляет, – единой нации, неотделимой от свободы и справедливости для всех»[xxxiii].
А что же в России? В середине ХIX в. в России также проводилась реформа по упорядочению государственной символики – «гербовая реформа». Она включала и создание Государственного флага. Упорядочение имперской геральдической атрибутики в значительной степени обусловливались стремлением упрочить основы монархической власти в России. Александр II утвердил Государственный флаг 11 июня 1858 г. Он издал закон, чтобы «все знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской». Описание Государственного флага согласно ПСЗ выглядело следующим образом: «Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах… Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса – черная, средняя – желтая (или золотая), а нижняя – белая (или серебряная)»[xxxiv].
Черно-желто-белый флаг называли после царского указа «Гербовым народным флагом». Патриотическая пресса усердствовала в доказательствах, что «флаг состроен по Государственному гербу, что народ при помощи постоянного созерцания этого флага приобщался “к употреблению” гербовых символических цветов Империи Русской».
Ярые защитники русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме узаконенного императором, речь в государстве идти не может, народ и власть должны быть едины. Тем не менее черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как флаг правительственный, в отличие от петровского бело-сине-красного, который постепенно приобрел статус обывательского (гражданского). «Самостийно» бело-сине-красные стяги выходили на городские улицы: ими был окружен памятник А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1889 г., памятник гренадерам, павшим под Плевной. Проекты национального флага появились на страницах печати. В одном журнале национальный флаг предлагалось изобразить в цветах мужицкого праздничного кафтана: синее поле, пересеченное узкой красной полосой.
В этих условиях император Александр III (1881–1894), только что подписавший законы о Большом, а затем Среднем и Малом государственных гербах и увеличивший свой гербовый титул присоединением эмблемы Туркестана, «вдруг» обратил внимание на тот факт, что дома в столице украшаются разными флагами. Он заявил о своем желании «в русской столице… видеть национальные флаги». 28 апреля 1883 г. появилось распоряжение Александра III: «…в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов…»[xxxv]
Однако от имперских цветов окончательно не отказались, ибо не было Высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага.
Последний российский император Николай II (1894–1917) перед коронацией, которая происходила в Успенском соборе Московского Кремля, повелел изготовить новое коронационное знамя, равному которому по роскоши не было.
Тем не менее, перед коронацией в марте 1896 г. по указанию императора было собрано Совещание «для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге» под председательством генерал-адъютанта Посьета. Это Совещание, в течение немногих месяцев изучения вопроса, пришло к единодушному мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться российским, или национальным, и цвета его – белый, синий, красный – именоваться государственными. 29 апреля 1896 г. Николай II повелел: объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и другие флаги допускаемы быть не должны[xxxvi].
В ситуации, которая складывалась в России в конце ХIX в., требовался поистине русский символ для сплочения всех категорий населения. Таковым был введенный государем Петром Великим, прославившим Россию, бело-сине-красный флаг.
Приближение эпохального события – празднование 300-летия дома Романовых и только что прокатившаяся по России буржуазно-демократическая революция с ее красными символами обусловили новый крутой поворот в политике правительства в отношении государственных (национальных) цветов. Сторонники монархических устоев решительно выступили за исторические российские цвета, но не бело-сине-красные, а чрено-желто-белые.
И вот «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах» в мае 1910 г. было образовано новое Особое совещание при Министерстве юстиции. Каждый из участников совещания в меру своих профессиональных знаний, а также политических убеждений, отстаивал свое мнение. Как писал активный участник совещания П. Белавенец, мнения разделились: большинство было за введение флага «по гербу», но «вверх ногами», т.е. флаг получался бело-желто-черный. Однако и сам Белавенец, специально ездивший в Архангельск за трехполосным петровским флагом, и ряд других участников категорически настаивали на бело-сине-красном флаге. Аргумнеты обеих сторон казались столь «убедительными», что «высочайшее заключение» откладывалось.
Подготовка к Первой мировой войне, а затем и ее начало приостановили работу «по выбору» «государственных цветов, а также национального флага». Циркуляр Министерства внутренних дел 1914 г. предписывал во время манифестаций использовать флаг, демонстрировавший по сути дела мифическое единство русского общества и монархической власти – царя с народом. Флаг представлял собой симбиоз двух флагов: бело-сине-красное полотнище в крыже (в верхнем углу у древка) несло желтый квадрат с черным двуглавым орлом.
Хотя бело-сине-красный флаг (в отличие от черно-желто-белого) официально не имел статуса Государственного российского флага, тем не менее, в русском обществе к началу ХХ в. сложилась тенденция называть бело-сине-красный флаг национальным (русским).
В апреле 1917 г. на заседании Юридического совещания при Временном правительстве по поводу употребления государственного герба и национального флага, присутствующие пришли к заключению, что поскольку в национальном бело-сине-красном флаге не усматривается никаких монархических эмблем, то надо его сохранить и почитать русским национальным флагом. В этом качестве он закрепился в сознании определенной части россиян, прежде всего покидавших Россию после 1917 г.
Некоторые авторы приписывают бело-сине-красному флагу функции военного флага в Гражданскую войну, а также использование его в этом качестве в Великую Отечественную войну «власовцами». Однако исследования специалистов, изучавших эти стяги, в значительной степени данные утверждения подвергают сомнению[xxxvii].
Соболева Надежда Александровна
доктор исторических наук,
главный научный сотрудник
Института Российской истории РАН
[i] Государственность России: идеи, люди, символы. М., 2008. С. 416.
[ii] Собрание законодательства Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 20.08.1994 г. № 1714. 1994.
[iii] Государственность России. С. 442.
[iv] Osteurope. 53 Yg. 7/2003. S. 1009–1014.
[v] Туровский А.Е., Михновский А.В. Энциклопедии гербов и флагов. Все страны мира. М., 2019. С. 299–300.
[vi] Вилинбахов Г.В. Герб и флаг России. СПб., 2004. С. 43.
[vii] Пастуро М. Символические истории европейского средневековья. СПб., 2017. С. 265.
[viii] Там же. С. 284.
[ix] Государственная символика современной России. Издание СФ. Москва, 2017. С. 47–49.
[x] Дементьев А.Н. Знамя победы. 60 лет истории. М., 2007.
[xi] Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. С. 264-266.
[xii] Пастуро М. Красный. История цвета. М., 2019. С. 114–116.
[xiii] В частности, он пишет: «Явления вексиларной аккультурации теснейшим образом связаны с цветом. Цвет – это культурный феномен в высшей степени: определяющие его параметры меняются в зависимости от общества и даже в зависимости от эпохи. Кроме того, само цветовосприятие также является культурным феноменом, так как задействует память и воображение. Следовательно, так в этой связи следует подходить к изучению флагов? Как эти различия влияют на составление флагов, их использование, их восприятие? Например, одинаково ли воспринимался и осмыслялся красный штандарт в мусульманских странах, в Византии и в Священной Римской империи германской нации в ХII веке? Конечно нет. Красный цвет для мусульман значит одно, для византийцев – другое, а для немцев или итальянцев – третье. Так же и в наши дни: зеленый цвет в ирландском флаге ни в эмблематическом, ни в символическом плане не имеет никакого отношения к зеленому цвету Лиги арабских стран, или западноевропейских государств, бывших прежде французскими колониями… Как это воспринимается, ощущается, осмысляется и переосмысляется разными сторонами (Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. С. 278–279). Данную цитату я привожу из-за многочисленных вопросов населением нашей страны по поводу цветов современного государственного флага: а что означают полосы – белая, синяя, красная? На этот вопрос «специалисты» додумались до того, что три полосы флага – это русский, белорусский и украинский народы (или в другой последовательности). В школах чаще всего используют толкование, представленное Успенским.
[xiv] Я пользовалась изданием: Smith W., Neubecker O. Wappen und Flaggen aller Nation. Battenberg, 1981.
[xv] Пастуро М. Символическая история средневековья. С. 280.
[xvi] Туровский А.Е., Михновский А.В. Указ. соч. С. 143.
[xvii] Туровский А.Е., Михновский А.В. Указ. соч. С. 327.
[xviii] Там же. С. 104.
[xix] О флагах см. прекрасную книгу рано умершего ленинградского специалиста К.К. Мамаева «Флаги рассказывают». Л., 1972.
[xx] Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (ПСЗ-1). СПб., 1830. Т. 1. № 421.
[xxi] Семенович Н.Н. История русского военно-морского флага. Л., 1946. С. 23.
[xxii] Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990. С. 17, 21.
[xxiii] Елагин С. История русского флота. Период Азовский. Приложения. СПб., 1864. Ч. 1.
[xxiv] Веселаго Ф. Краткая история русского флота. Л.. 1939. С. 50.
[xxv] Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. С. 267.
[xxvi] Алярд К. Книга о флагах. СПб., 1911.
[xxvii] Масси Роберт К. Петр Великий. Смоленск, 1996. Т. 1. С. 215.
[xxviii] Алексеева М.А. Указ. соч. С. 26–29. См. изображение «Предестинация» к книге Н.И. Павленко «Петр Великий». М., 1990. С. 325.
[xxix] Там же.
[xxx] Описание порядка державного при погребении … Петра Великого. СПб., 1725. С. 15.
[xxxi] Голованова М.П. Российские государственные знамена ХVIII–XIX вв.: Источниковедческое исследование. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2001.
[xxxii] Пастуро М. Синий. История цвета. М., 2018. С. 85–87.
[xxxiii] Легойда В.Р. Символы и ритуалы в политических процессах в США: традиция и современность (феномен гражданской религии): Дисс. канд. полит. наук. Рукопись. М., 2000. С. 135.
[xxxiv] Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. СПб., 1860. Т. ХХХIII. Отд. 3. Приложение № 33289.
[xxxv] Белавенец П.И. Изменение российского государственного герба в императорский период // Вестник имп. Общества ревнителей истории. М., 1915. Вып. 2. С. 81.
[xxxvi] Николаев Н.Г. Национальный флаг // Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. СПб., 1899. Т. II. С. 5.
[xxxvii] Особенно много сведений об использовании бело-сине-красного флага в Белом движении содержится в очерке «Трижды рожденный» В.А. Артамонова (см. книгу: Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993. С. 139–143. Между тем специалисты считают, что отличительным знаком, например, Добровольческой армии являлся не флаг, а бело-сине-красный шеврон, нашивавшийся на рукав формы, изображаемых также на бронетехнике. Бело-сине-красный флаг как боевое знамя почти не употреблялся белыми армиями. – Корнаков П.К. Краски войны // Родина. 1990. № 10. Серьезные сомнения возникают при анализе и оценке этого флага как боевого символа РОА. Известно, что в феврале 1943 г. был принят значок РОА (кокарда): белый щиток с синим Андреевским крестом в красном обрамлении. Известно и о трехполосном шевроне. Однако приводится сообщение, что флаг у власовцев так и не появился. Якобы Розенберг перечеркнул несколько эскизов власовского флага, на что Власов будто бы сказал: «Я бы так и оставил: русский флаг, перечеркнутый немцами, потому что они его боятся». См.: Соболева Н.А. Историческое прошлое российского триколора. Факты и мифы // Военно-исторический журнал. 2014. № 8. С. 53–62.